Все решаемо!
Команда «Мистер Мозг»
Многие дети посещают развивающие центры уже с раннего возраста. Желание родителей дать своему ребенку самое лучшее вполне объяснимо, главное – следить за тем, чтобы ребенок не перегружался. Помогать ребенку в развитии можно еще и с помощью грамотно обустроенной домашней среды, ведь естественное развитие протекает в естественных условиях. В этой статье рассмотрим основные правила, как придать домашней обстановке развивающий характер.
Домашнее пространство ребенка можно организовать довольно интересно и привлекательно начиная с комнаты, заканчивая совместными играми и проведением свободного времени. База нормативного развития для ребенка – достаточная зрелость физиологических систем, гармоничный контакт с родителями и правильно организованная среда. Чем разнообразнее средовое влияние, тем большее количество информации может воспринимать и обрабатывать ребенок.
Чтобы организовать развивающее пространство не нужно покупать множество игрушек гаджетов, важно использовать простые и естественные подручные материалы.
Снизить фоновый шум. Для того, чтобы ребенок мог концентрироваться на важном для него материале, необходимо минимальное количество отвлекающих факторов. Когда на фоне непрерывно работает телевизор, ребенок тут же обращает свое внимание на яркую картинку на экране, а этот стимул, как правило, является более значимым, чем сборка конструктора или рисование. Кроме этого, нервная система может испытывать перегрузку ввиду большого непрерывного потока информации.
Проводить качественно время с родителями. Родительство – это не только обеспечение физической безопасности и удовлетворение главных потребностей ребенка. Быть родителем – это еще и умение выстраивать правильный эмоциональный контакт, умение слушать и слышать, находиться рядом и поддерживать тогда, когда эта поддержка важна.
Стены будут являться подспорьем в создании развивающей среды. На них можно развесить различные рисунки, схемы, фотографии. Как пример, это может быть географическая карта, фотографии птиц, проживающих в вашей местности и т.д. Можно создавать тематические выставки, подбирая фотографии или рисуя вместе деревья, животных, транспортные средства. В домашний семейный уют добавьте рисунки с изображением семьи в разных забавных ситуациях. Можно повесить настенную доску для рисования, на которой ребенок может рисовать на вертикальной поверхности, подготавливая руку к письму, рисовать двумя руками формируя межполушарное взаимодействие, прорабатывать свою эмоциональную сферу рисуя значимые для него события.
Игрушки для ребенка используйте из различных материалов: дерево, различные по текстуре ткани, металл, картон, резина. Важно подбирать такие игрушки, которые отвечали бы требованию многофункциональности - в разных играх одну и ту же игрушку можно использовать по – разному (кубики, пирамидки, элементы конструктора). Помимо игрушек используйте подручные средства. Для развития сенсорики подойдут крупы: гречка, рис, бобовые, макароны. Их можно использовать по тому сценарию, который Вы придумаете сами: пересыпать из одной емкости в другую рукой, ложкой, стаканом; погружать в крупы руки или ноги; наполнять гречкой какой-либо мягкий предмет, например носок; заполнять крупами пробелы в рисунке.
Полосы препятствий из стульев (проползать под ними или шагать по ним) и подушек, игры с большим мячом, прыжки и перепрыгивания, заматывания в плотное утяжеленное одеяло – позволят развивать крупную моторику.
Использование пуговиц, молний, различного рода застежек, ниточек поможет в развитии мелкой моторики. Можно присоединять предметы друг к другу, нанизывать их или связывать, застегивать одежду на куклах.
Подвижные игры на свежем воздухе. Достаточное количество кислорода является необходимым условием равномерного созревания мозговых структур. А активные игры помогут ребенку выплеснуть накопившуюся энергию, сформировать достаточную зрительно – моторную координацию (игры с мячами), научиться планировать свои действия и координировать работу рук и ног.
Периодически устраивайте тематические прогулки с внимательным наблюдением, в ходе которых ребенку придется обращать внимание на окружающее пространство. Рассмотрите какие деревья растут во дворе, сколько их, чем отличаются листья и плоды. Посчитайте сколько машин стоит на парковке рядом с домом, чем они похожи и чем отличаются. Наблюдение за происходящим вокруг позволит ребенку обогатить свой словарный запас, расширить представления об окружающем мире, научиться анализировать.
А самое главное – включайте ребенка в бытовую деятельность, пусть малыш помогает Вам в уборке дома, в приготовлении пищи, мальчики могут активно включиться в совместную деятельность с папами. Ведь именно для успешной адаптации в дальнейшей жизни мы обучаем детей. Следовательно, деятельность должна быть максимально приближена к реальным делам, с которыми ребенок столкнется в самостоятельной жизни.
Для сохранения интереса описанные виды деятельности можно чередовать, постепенно заменяя их друг на друга. При этом можно предоставлять ребенку право выбора тех игр, в которые будет играть сегодня. Важно помнить, что функция родителя – сопровождать ребенка и его развитие, быть внимательным к изменениям и одновременно спокойным в этом сопровождении. При этом, если Вы заметите трудности в освоении новых навыков или несоответствие между сформированными умениями и возрастными нормами – незамедлительно обратитесь за консультацией к специалисту, который поможет как можно скорее преодолеть возникшие затруднения.
Все решаемо!
Команда «Мистер Мозг»