Сейчас все чаще говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. При СДВГ главным образом наблюдается нарушение способности к контролю и регуляции поведения, что приводит к двигательной гиперактивности, импульсивности, трудностям сосредоточения и внимания. Синдром чаще обнаруживается в детстве и сохраняется во взрослом состоянии. По эпидемиологическим данным, в России синдром выявляется у 7-28% детей младшего школьного возраста.


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может проявляться по-разному, но всегда будут присутствовать такие симптомы, как нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность (двигательная расторможенность).


  • Нарушение внимания проявляется трудностями сосредоточения. Ребенку довольно сложно заниматься одним и тем же делом на протяжении даже нескольких минут, трудно собраться для выполнения какого-либо задания. Он неусидчив, склонен начинать одновременно несколько дел, не заканчивая ни одно из них.
  • Двигательная расторможенность также свойственна этим детям,  они всегда в движении. Им трудно усидеть на уроке – они перебирают школьные принадлежности, им хочется встать с места и ходить по классу, они ерзают на стуле. В двигательной сфере такие дети демонстрируют сложности на уровне мелкомоторных движений.
  • Импульсивность - еще одно яркое проявление синдрома, когда действие опережает планирование. Детям сложно следовать рекомендации «сначала думай, потом делай». Поэтому их ответы -  первое, что пришло в голову.

  • Со стороны эмоциональной сферы синдром может сопровождаться повышенным уровнем тревожности, агрессии и эмоциональной неустойчивости. 


    На данный момент описаны три варианта протекания синдрома:

    • сочетание дефицита внимания с гиперактивностью;

    • преобладание дефицита внимания в структуре синдрома;

    • преобладание гиперактивности в структуре синдрома.


    Существует две основные гипотезы возникновения СДВГ: генетическая и медико-биологическая. Этиология и патогенез синдрома сложны и на сегодняшний день остаются не до конца изученными. Раньше считалось, что на развитие синдрома влияет гендерный фактор, однако сейчас установлено, что у мальчиков в структуре синдрома чаще преобладает гиперактивность, которая привлекает большее внимание.


    Подход к коррекции трудностей, возникающих при СДВГ,  должен быть комплексным. Он включает:

    • психолого-педагогическую помощь родителям и ребенку;

    • семейную психотерапию;

    • родители обучаются правилам воспитания ребенка и построению эффективной модели коммуникации с ним;

    • ребенок так же получается психотерапевтическую помощь, так как при синдроме нередко страдает эмоциональная сфера и могут присутствовать личностные особенности;

    • также высокую эффективность доказали методы нейропсихологической коррекции, а в случае необходимости врач может назначить медикаментозную поддержку.

    Рекомендации для родителей, которые столкнулись с СДВГ

    • 01 Общение

      Ваше общение с ребенком должно содержать больше простых и конкретных фраз. Например, вместо «готовься к сну», нужно сказать «почисти зубы и надень пижаму».

    • 02Активный досуг

      Организуйте двигательный досуг ребенка. Ему очень нужна правильная активность.

    • 03 Поддержка

       Не забывайте хвалить своего ребенка, поддерживать его во всем. Да, ему трудно, но с вашей поддержкой он сможет многое. Скорее всего, даже больше, чем вы можете представить.

    • 04Последовательность

      Будьте последовательными в своих действиях.

    • 05Ресурс

      Общайтесь с родителями с похожей проблемой. Так поддержку получите вы сами.

    • 06Развитие

      Развивайте сильные стороны своего ребенка.

    • 07Самостоятельность

      Прививая ребенку самостоятельность, начните с самого простого. Например, сначала научите убирать за собой посуду и дайте ему на усвоение этого навыка неделю. Отмечайте с ребенком вместе в календаре дни, когда у него получилось без напоминаний убрать за собой тарелку. Визуальная поддержка того, что у него получилось, очень поможет ему в освоении навыка.

    • 08Правила

      Правила. Они должны быть во всех сферах жизни ребёнка: сон, питание, отдых и т.д. Важно относится к ним ответственно и соблюдать. Правила должны быть короткими и понятными, вы должны договориться о них вместе.

    • 09Среда

      Отнеситесь с должным вниманием к организации среды ребенка. Его рабочий стол и пространство для игр должны быть разделены. Набор школьных принадлежностей или игрушек должен быть ограничен на один момент времени. То есть в поле зрения ребенка должно находиться только то, что нужно ему сейчас для осуществления его деятельности.

    Все решаемо!

    Команда «Мистер Мозг»

    Список литературы, которая поможет вам глубже ознакомиться с СДВГ

    • Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях»;

    • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. «Гиперактивные дети»;

    • Мурашова Е.В. «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»;

    • Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»;

    • Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. «Ваш непослушный ребенок».

    Еще по теме