Неорганизованные, забывчивые дети, словно витающие в облаках -  когда это явление можно назвать проявлением синдрома дефицита внимания. Дефицит внимания — это невозможность длительной произвольной концентрации и низкая способность распределения внимания между несколькими объектами. Ребенку с дефицитом внимания довольно быстро становится скучно, ему сложно сосредоточиться и продолжить начатое.


Особенности СДВ приводят к трудностям освоения чтения, письма, счета, решения задач. При этом интеллектуальные способности соответствует возрасту или даже могут быть выше возрастной нормы.


Факты о СДВ


Есть мнение, что причина трудностей обучения при синдроме дефицита внимания заключается в недостаточности рабочей памяти, которая позволяет человеку удерживать нужную ему информацию в процессе ее получения. 


Современные исследования говорят о том, что люди с СДВ склонны выбирать себе хобби, связанные с повышенным риском и сильными переживаниями, потому что это помогает им поддерживать достаточный уровень активности.


Синдрому дефицита внимания свойственна повышенная отвлекаемость. Детям с СДВ сложно поддерживать устойчивый уровень мотивации в процессе выполнения задания – они легко теряют интерес и поэтому не могут сопротивляться побочным раздражителям. 


Эффект «потери интереса» не обнаруживает себя в видах деятельности, через которые ребенок получает истинное удовольствие. В этом случае он способен не обращать внимания даже на мощные отвлекающие факторы за счет сильной самостимуляции от процесса.


Важно! Часто при синдроме дефицита внимания наблюдается низкий темп психической деятельности, то есть такие дети могут быть вялыми, пассивными.


Поведенческие проявления, свойственные СДВ:

  • забывчивость, избегание деятельности;

  • длительное откладывание дел;

  • затягивания выполнения дел;

  • повышенная тревожность, замкнутость.


Учитывая личностные черты детей с синдромом дефицита внимания и особенности их психической деятельности, важно придерживаться «позитивной модели» в воспитании. То есть стоит уделять больше внимания успехам, поощрять достижения. Наказания и акцент на промахах не добавят ребенку мотивации и отрицательно скажутся на его самостоятельной деятельности.


Коррекция синдрома дефицита внимания охватывает несколько аспектов:

  • психотерапевтическая и консультативная помощь родителям и ребенку;

  • нейропсихологическая коррекция;

  • функциональные исследования; 

  • семейная психотерапия;

  • возможна медикаментозная поддержка.

Как родители могут помочь ребенку дома?

  • 01РЕЖИМ И ПОРЯДОК

    Установите режим и придерживайтесь его, избегайте ситуаций переутомления давайте достаточно времени для выполнения задач, научите ребенка поддерживать порядок.

  • 02ОБУЧЕНИЕ И ХОББИ

    Организуйте рабочее место для ребенка вдали от источников шума, посодействуйте ребенку в поиске увлечения, которое будет соответствовать его уровню активности и интересам.

  • 03ЧЕК-ЛИСТЫ И СПИСКИ

    Для облегчения сборов куда-либо, например, в школу или на какой-то кружок, можно составить вместе с ребенком чек-листы с деталями подготовки к занятиям и списки вещей, которые нужно взять с собой.

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»

Рекомендуемая литература для родителей

  • Эдвард М. Хэлловэлл и Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать»;

  • Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон «Ваш непослушный ребенок»;

  • Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»;

  • Мурашова Е.В. «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром».

Вся литература