О проблемах школьного обучения в настоящее время говорят все больше и больше. Информация о дисграфии, дислексии и дефиците внимания распространяется. Родители и педагоги, столкнувшись с тем, что ребенок, затратив массу времени на занятия не может научиться грамотно писать, обращаются к нейропсихологу или логопеду. Специалисты в таких случаях могут говорить о дисграфии – специфическом нарушении освоения навыка письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках.
В настоящее время половина дошкольников имеют предпосылки к проявлению дисграфии. Количество младших школьников, испытывающих трудности в правописании колеблется в разных источниках от 10-12% до 37%. Часть из них переходит в среднюю, а затем и старшую школу с нерешенной проблемой.
Как проявляется дисграфия?
Дети с дисграфией делают простые ошибки в словах, не помнят про заглавные буквы и знаки препинания, затрудняются при употреблении предлогов. Они пропускают и /или переставляют буквы и слоги. Заменяют буквы по звучанию, например, Б и П, В и Ф. Могут заменять по схожести зрительного образа, например, Б и Д, И и Ш.
Иногда ошибки удивляют родителя - Ваше чадо может написать отдельно части одного слова, или два слова вместе. Слова в предложении могут быть не согласованы, и ребенок не замечает, что теряется смысл предложения.
Такие дети не могут найти ошибки на письме самостоятельно, часто пишут неаккуратным и некрасивым почерком. Им не помогают ежедневные диктанты, дополнительные упражнения и строгий родительский контроль.
Важно! Дисграфия не результат «лени» ребёнка, а также не показатель низкого интеллекта. Как и в случае дислексии, о дисграфии как диагнозе можно говорить только в конце второго класса, когда у ребенка было достаточно времени, чтобы навык сформировался.
Существует несколько классификаций дисграфии в отечественной и зарубежной литературе. Вот одна из них:
-
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Встречается у детей с нарушением артикуляции. В таком случае проговаривание текста при записи не является опорой, и ребенок совершает ошибки.
-
Акустическая дисграфия. При этой форме нарушен процесс распознавания звуков речи. На письме этот вид дисграфии проявляется в замене букв на близкие по звучанию.
-
Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушены сложные операции деления предложения на слова, слоговой анализ и синтез. На письме проявляется в искажениях структуры слов и предложений.
-
Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушаются смысловые и грамматические связи между словами и предложениями.
-
Оптическая дисграфия. Связана со зрительным восприятием и пространственными представлениями. Ребенок заменяет графически сходные буквы, пишет зеркально.
Изолированно виды дисграфии встречаются редко, чаще всего проявляются в смешанном виде.
Диагностика и преодоление
Если вы заметили специфические ошибки в тетради своего ребёнка, необходимо обратиться к специалистам - логопеду, неврологу и нейропсихологу. Они проведут обследования, определят характер нарушения письма, разработают план нейропсихологический и логопедической помощи.
Нейропсихологическая диагностика позволит определить актуальное состояние высших психических функций ребенка – внимание, памяти, речи, зрительного восприятия, а также механизм имеющейся дисграфии. По результатам диагностики специалист составит индивидуальный план занятий. Возможно, для преодоления дисграфии потребуется длительное время. Начинать заниматься с нейропсихологом можно в любом возрасте, но чем раньше Вы обратитесь, тем меньшее количество занятий потребуется Вашему ребенку.
Невролог оценит состояние нервной системы ребенка, при необходимости назначит дополнительные исследования и/или лекарственную поддержку.