О проблемах школьного обучения в настоящее время говорят все больше и больше. Информация о дисграфии, дислексии и дефиците внимания распространяется. Родители и педагоги, столкнувшись с тем, что ребенок, затратив массу времени на занятия не может научиться грамотно писать, обращаются к нейропсихологу или логопеду. Специалисты в таких случаях могут говорить о дисграфии – специфическом нарушении освоения навыка письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках.


В настоящее время половина дошкольников имеют предпосылки к проявлению дисграфии. Количество младших школьников, испытывающих трудности в правописании колеблется в разных источниках от 10-12% до 37%. Часть из них переходит в среднюю, а затем и старшую школу с нерешенной проблемой.


Как проявляется дисграфия?


Дети с дисграфией делают простые ошибки в словах, не помнят про заглавные буквы и знаки препинания, затрудняются при употреблении предлогов. Они пропускают и /или переставляют буквы и слоги. Заменяют буквы по звучанию, например, Б и П, В и Ф. Могут заменять по схожести зрительного образа, например, Б и Д, И и Ш. 


Иногда ошибки удивляют родителя - Ваше чадо может написать отдельно части одного слова, или два слова вместе. Слова в предложении могут быть не согласованы, и ребенок не замечает, что теряется смысл предложения.


Такие дети не могут найти ошибки на письме самостоятельно, часто пишут неаккуратным и некрасивым почерком. Им не помогают ежедневные диктанты, дополнительные упражнения и строгий родительский контроль.


Важно! Дисграфия не результат «лени» ребёнка, а также не показатель низкого интеллекта. Как и в случае дислексии, о дисграфии как диагнозе можно говорить только в конце второго класса, когда у ребенка было достаточно времени, чтобы навык сформировался.


Существует несколько классификаций дисграфии в отечественной и зарубежной литературе. Вот одна из них: 

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Встречается у детей с нарушением артикуляции. В таком случае проговаривание текста при записи не является опорой, и ребенок совершает ошибки.

  • Акустическая дисграфия. При этой форме нарушен процесс распознавания звуков речи. На письме этот вид дисграфии проявляется в замене букв на близкие по звучанию.

  • Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушены сложные операции деления предложения на слова, слоговой анализ и синтез. На письме проявляется в искажениях структуры слов и предложений.

  • Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушаются смысловые и грамматические связи между словами и предложениями.

  • Оптическая дисграфия. Связана со зрительным восприятием и пространственными представлениями. Ребенок заменяет графически сходные буквы, пишет зеркально.


  • Изолированно виды дисграфии встречаются редко, чаще всего проявляются в смешанном виде.


Диагностика и преодоление


Если вы заметили специфические ошибки в тетради своего ребёнка, необходимо обратиться к специалистам - логопеду, неврологу и нейропсихологу. Они проведут обследования, определят характер нарушения письма, разработают план нейропсихологический и логопедической помощи.


Нейропсихологическая диагностика позволит определить актуальное состояние высших психических функций ребенка – внимание, памяти, речи, зрительного восприятия, а также механизм имеющейся дисграфии. По результатам диагностики специалист составит индивидуальный план занятий. Возможно, для преодоления дисграфии потребуется длительное время. Начинать заниматься с нейропсихологом можно в любом возрасте, но чем раньше Вы обратитесь, тем меньшее количество занятий потребуется Вашему ребенку.


Невролог оценит состояние нервной системы ребенка, при необходимости назначит дополнительные исследования и/или лекарственную поддержку.

Как родители могут помочь ребенку?

  • 01Родительская поддержка

    Поверьте, он не ленится, ему очень сложно вдвойне стараться там, где остальным не надо прилагать столько усилий! Ведь дети в младшем школьном возрасте искренне хотят хорошо учиться. Хвалите ребенка не только за результат, но и за усилия.

  • 02Словарный запас

    Увеличивайте словарный запас ребенка. Спрашивайте ребенка, знакомо ли ему новое слово, которое он услышал. А можно и играть, отлично подойдут настольные игры – «Мягкий знак», «Фефекты фикции», «Эрудит», «Элиас». 

  • 03Фонематический слух

    Для развития фонематического слуха отлично подойдут игры-рифмовки. Вы составляете предложение, а ребёнок должен подобрать последнее слово в рифму. Например, «На меня из соседнего окошка смотрит белая КОШКА».

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»

Если Вы хотите узнать больше о дисграфии, мы рекомендуем следующую литературу:

  • Воронина Т.П. «Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет?»;

  • Свободина Н.Г. «Коррекция нарушений письма: просто о сложном вопросе дисграфии у детей»;

  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей»;

  • Соболева А.Н. «Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога».

Еще по теме