Информация о трудностях освоения арифметических навыков распространена сейчас менее всего.  Это не значит, что количество детей, которым сложно осваивать математику, минимально. Количество детей с дискалькулией сопоставимо с численностью детей с дислексией и дисграфией. 


Дискалькулия у детей - это специфическое и стойкое нарушение овладения навыком счетных операций. Она рассматривается как структурное нарушение математических способностей. По различным исследованиям, учащиеся с дискалькулией составляют от 4% до 14% всех школьников.


В дошкольном детстве таким детям сложно осваивать пространственные представления (право и лево, верх и низ), представления о времени, соотносить фигуры по размеру. Они могут безошибочно считать от 1 до 5, но не понимать, что 4 больше 2. Для того, чтобы оценить количество любых предметов, начиная от 3, им обязательно нужно их пересчитать.


В школе они с трудом понимают и запоминают термины, связанные с математическими представлениями и арифметическими действиями. Для того, чтобы освоить состав числа, им требуется гораздо больше времени, чем одноклассникам. Часто дети с дискалькулией не понимают, что число -  элемент системы среди других числовых знаков, и  каждое число имеет свое место в разрядной сетке. Например, им сложно понять и запомнить, что 8 это 6+2, а 28 - это 20+8, или 19+9. И каждый раз, решая примеры, дети используют порядковый счет и восстанавливают разрядную сетку практически вручную.


Дискалькулия в жизни часто проявляется так: ребенок выполняет арифметические действия элементарным способом, то есть считает на пальцах.


Важно! Дискалькулия не зависит от уровня интеллекта и не влияет на него, а также не является проявлением лени ребенка. Длительное нахождение в ситуации неуспешности может сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и привести к потере учебной мотивации.


Виды дискалькулии

  • Практогностическая. Нарушение математических действий с реальными или нарисованными объектами. Ребенок не понимает понятия «больше-меньше», «множество». Распределение предметов от большего к меньшему затруднено.

  • Вербальная. Школьник не способен к называнию количества чисел, цифр и символов. Не может определить количество по предъявленному на слух числу. В процессе обучения не способен оперировать математическими терминами.

  • Идеогностическая. У ребенка нет абстрактного понимания чисел или понятий, стоящих за математическими операциями, при этом он может понимать и выполнять конкретные (предметные) математические операции.

  • Операционная. Ребенок знаком с простейшими арифметическими представлениями, обладает пониманием чисел и символов, но есть проблемы с применением арифметических правил при выполнении более сложных операций.


Изолированно подтипы дискалькулии встречаются редко, чаще всего бывает смешанная картина. Дискалькулия часто проявляется вместе с дислексией.


Диагностика и преодоление


Дискалькулия обычно носит стойкий характер, не приходится рассчитывать, что «пройдет само». Первое, что нужно сделать - пройти нейропсихологическую диагностику, в рамках которой специалист определит, что лежит в основании возникших трудностей. Следующий этап - нейропсихологическая коррекция, направленная на их преодоление. Не исключено, что специалист посоветует Вам обратиться за консультацией к неврологу, для исключения дополнительных факторов, которые могут негативно влиять на развитие ребенка.


Как родители могут помочь ребенку?

  • 01Решение бытовых задач

    Тренируйте простые счетные операции в бытовых задачах. Например, просите ребенка посчитать сдачу в магазине, или сумму, отложенную на покупки.

  • 02Представления о времени

    Развивайте представления о времени. Лучше всего, если ребенка будут окружать часы со стрелками. Это стимулирует развитие пространственных представлений.

  • 03Пространственные представления

    Для развития пространственных представлений, , а также умения соотносить предметы хорошо подходят головоломки по типу «Танграм», занятия оригами.

  • 04Поддержка и похвала

    Обязательно поддерживайте ребенка, искренне хвалите за приложенные усилия и малейшие успехи, не ругайте за ошибки. Помните, он очень старается быть хорошим!

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»

Если Вы хотите узнать больше о дискалькулии, мы рекомендуем следующую литературу:

  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математики. Рабочая тетрадь + Методические указания»;

  • Воронина Т.П. «Дискалькулия, или почему ребенок плохо считает?»;

  • Сиротюк А.Л. «Психологическая основа формирования учебных навыков школьников».

Еще по теме