Информация о трудностях освоения арифметических навыков распространена сейчас менее всего. Это не значит, что количество детей, которым сложно осваивать математику, минимально. Количество детей с дискалькулией сопоставимо с численностью детей с дислексией и дисграфией.
Дискалькулия у детей - это специфическое и стойкое нарушение овладения навыком счетных операций. Она рассматривается как структурное нарушение математических способностей. По различным исследованиям, учащиеся с дискалькулией составляют от 4% до 14% всех школьников.
В дошкольном детстве таким детям сложно осваивать пространственные представления (право и лево, верх и низ), представления о времени, соотносить фигуры по размеру. Они могут безошибочно считать от 1 до 5, но не понимать, что 4 больше 2. Для того, чтобы оценить количество любых предметов, начиная от 3, им обязательно нужно их пересчитать.
В школе они с трудом понимают и запоминают термины, связанные с математическими представлениями и арифметическими действиями. Для того, чтобы освоить состав числа, им требуется гораздо больше времени, чем одноклассникам. Часто дети с дискалькулией не понимают, что число - элемент системы среди других числовых знаков, и каждое число имеет свое место в разрядной сетке. Например, им сложно понять и запомнить, что 8 это 6+2, а 28 - это 20+8, или 19+9. И каждый раз, решая примеры, дети используют порядковый счет и восстанавливают разрядную сетку практически вручную.
Дискалькулия в жизни часто проявляется так: ребенок выполняет арифметические действия элементарным способом, то есть считает на пальцах.
Важно! Дискалькулия не зависит от уровня интеллекта и не влияет на него, а также не является проявлением лени ребенка. Длительное нахождение в ситуации неуспешности может сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и привести к потере учебной мотивации.
Виды дискалькулии
-
Практогностическая. Нарушение математических действий с реальными или нарисованными объектами. Ребенок не понимает понятия «больше-меньше», «множество». Распределение предметов от большего к меньшему затруднено.
-
Вербальная. Школьник не способен к называнию количества чисел, цифр и символов. Не может определить количество по предъявленному на слух числу. В процессе обучения не способен оперировать математическими терминами.
-
Идеогностическая. У ребенка нет абстрактного понимания чисел или понятий, стоящих за математическими операциями, при этом он может понимать и выполнять конкретные (предметные) математические операции.
-
Операционная. Ребенок знаком с простейшими арифметическими представлениями, обладает пониманием чисел и символов, но есть проблемы с применением арифметических правил при выполнении более сложных операций.
Изолированно подтипы дискалькулии встречаются редко, чаще всего бывает смешанная картина. Дискалькулия часто проявляется вместе с дислексией.
Диагностика и преодоление
Дискалькулия обычно носит стойкий характер, не приходится рассчитывать, что «пройдет само». Первое, что нужно сделать - пройти нейропсихологическую диагностику, в рамках которой специалист определит, что лежит в основании возникших трудностей. Следующий этап - нейропсихологическая коррекция, направленная на их преодоление. Не исключено, что специалист посоветует Вам обратиться за консультацией к неврологу, для исключения дополнительных факторов, которые могут негативно влиять на развитие ребенка.