Распространенность дислексии


Сейчас во всем мире, в том числе и у нас в стране, увеличивается количество детей с дислексией. Дислексия - неспособность овладения навыком чтения, при этом интеллектуальное развитие ребенка и общие способности к обучению остаются в норме. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA) от 17 до 23% населения Земли имеют те или иные сложности в освоении навыка чтения. В нашей стране этот показатель колеблется, по различным исследованиям, от 7% до 15%.


Как проявляется дислексия?


В дошкольном возрасте таким детям сложно осваивать понятия «право» и «лево», месяца и дни недели. Мелкая моторика часто несовершенна – малыши не могут вырезать ножницами, завязывать шнурки. Бывает, что словарный запас у них мал и с трудом пополняется – каждое новое слово очень сложно закрепить в речи.


Детям с дислексией чтение дается тяжело, усталость может наступать буквально после прочтения одной строчки. Они медленно читают, пропускают или переставляют буквы, слоги и слова. Им трудно проследить строку от начала до конца, читать строки по порядку. Во время чтения ребенку может быть сложно понять текст, предложение или даже значение слова с первого раза.


Дислексия часто встречается в сочетании с расстройствами правописания, счетных операций, а также моторной неловкостью и расстройствами внимания в той или иной степени выраженности. 


Трудности с чтением влияют на обучение в школе и могут отрицательно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Дети могут чувствовать себя неуверенно, сомневаться в своих способностях во всех сферах жизни: в учебе, дополнительном образовании, общении со сверстниками.


Важно! О диагнозе «дислексия» можно говорить только тогда, когда ребенку исполнится 8 лет, и он закончит 2 класс. До этого времени специалисты могут выявить только предрасположенность к возникновению дислексии, так как на формирование сложного навыка чтения нужно время.


В мировой науке выделяют несколько типов дислексии:

  • Зрительная. Трудности связаны с несовершенством зрительного восприятия и пространственных представлений.

  • Аграмматическая. Связана с нарушением понимания логических и грамматических связей в предложении.

  • Дисфонетическая. Возникает из-за недостаточной сформированности фонематического анализа и синтеза.

  • Семантическая. Связана с нарушением понимания смысла текста, техника чтения может быть в норме.

  • Мнестическая. Проявляется из-за  несовершенства слухоречевой памяти, бедности словарного запаса.


Изолированно подтипы дислексии встречаются очень редко. У большинства детей дислексия проявляется в смешанном виде.


Диагностика и преодоление

  • Для диагностики дислексии необходимы логопедическое и нейропсихологическое обследование, консультация невролога. Нейропсихолог диагностирует состояние внимания, памяти, зрительного восприятия. 

  • Логопед оценит речевое развитие ребенка. Это необходимо для определения первопричин возникших сложностей.

  • Преодоление дислексии включает в себя логопедическую и нейропсихологическую коррекцию, направленные на устранение нарушения той или иной функции. Для каждого ребенка длительность занятий всегда индивидуальна – от нескольких месяцев до нескольких лет.

  • При необходимости невролог может назначить дополнительные исследования, а также поддерживающую лекарственную терапию.

Когда ребенок учится читать, как родители могут помочь?

  • 01Удовольствие

    Читайте ребенку вслух на ночь интересные книги. Читайте книги самостоятельно. Так Ваше чадо увидит, что чтение — это удовольствие. 

  • 02Интерес

    Предлагайте ему как можно более разнообразную литературу. Например, анонсы мультфильмов, комиксы. Пишите ему короткие записки.

  • 03Польза

    Поощряйте чтение в ежедневной жизни. Например, регулярное чтение вслух младшим членам семьи, или контроль над списком покупок в магазине.

  • 04Регулярность

    Занимайтесь понемногу, но постоянно. Лучше читать по 10 минут пять дней подряд, чем 1 час раз в неделю. Для занятий позвольте ребенку выбрать книгу.

  • 05Поддержка

    Если у ребенка не получается, не ругайте его, ведь это не лень. Наказания чтением недопустимы. Мы стремимся к тому, чтобы чтение было удовольствием.

  • 06Успешность

    Помогите ребенку найти нишу, где он будет успешен. Это может быть рисование, вокал, музыка, ведь дети с дислексией часто бывают творчески одаренными. 

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»

Если Вы хотите узнать больше о дислексии, мы рекомендуем следующую литературу:

  • Воронина Т.П. «Дислексия, или почему ребенок плохо читает?»;

  • Ефимов О.И. «Школьные проблемы глазами врачей»;

  • Ефимов О.И., Ефимова В.Л. «Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей»;

  • Рельо Лус «Поговорим о дислексии. Личный опыт и научные исследования».

Еще по теме