Распространенность дислексии
Сейчас во всем мире, в том числе и у нас в стране, увеличивается количество детей с дислексией. Дислексия - неспособность овладения навыком чтения, при этом интеллектуальное развитие ребенка и общие способности к обучению остаются в норме. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA) от 17 до 23% населения Земли имеют те или иные сложности в освоении навыка чтения. В нашей стране этот показатель колеблется, по различным исследованиям, от 7% до 15%.
Как проявляется дислексия?
В дошкольном возрасте таким детям сложно осваивать понятия «право» и «лево», месяца и дни недели. Мелкая моторика часто несовершенна – малыши не могут вырезать ножницами, завязывать шнурки. Бывает, что словарный запас у них мал и с трудом пополняется – каждое новое слово очень сложно закрепить в речи.
Детям с дислексией чтение дается тяжело, усталость может наступать буквально после прочтения одной строчки. Они медленно читают, пропускают или переставляют буквы, слоги и слова. Им трудно проследить строку от начала до конца, читать строки по порядку. Во время чтения ребенку может быть сложно понять текст, предложение или даже значение слова с первого раза.
Дислексия часто встречается в сочетании с расстройствами правописания, счетных операций, а также моторной неловкостью и расстройствами внимания в той или иной степени выраженности.
Трудности с чтением влияют на обучение в школе и могут отрицательно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Дети могут чувствовать себя неуверенно, сомневаться в своих способностях во всех сферах жизни: в учебе, дополнительном образовании, общении со сверстниками.
Важно! О диагнозе «дислексия» можно говорить только тогда, когда ребенку исполнится 8 лет, и он закончит 2 класс. До этого времени специалисты могут выявить только предрасположенность к возникновению дислексии, так как на формирование сложного навыка чтения нужно время.
В мировой науке выделяют несколько типов дислексии:
-
Зрительная. Трудности связаны с несовершенством зрительного восприятия и пространственных представлений.
-
Аграмматическая. Связана с нарушением понимания логических и грамматических связей в предложении.
-
Дисфонетическая. Возникает из-за недостаточной сформированности фонематического анализа и синтеза.
-
Семантическая. Связана с нарушением понимания смысла текста, техника чтения может быть в норме.
-
Мнестическая. Проявляется из-за несовершенства слухоречевой памяти, бедности словарного запаса.
Изолированно подтипы дислексии встречаются очень редко. У большинства детей дислексия проявляется в смешанном виде.
Диагностика и преодоление
-
Для диагностики дислексии необходимы логопедическое и нейропсихологическое обследование, консультация невролога. Нейропсихолог диагностирует состояние внимания, памяти, зрительного восприятия.
-
Логопед оценит речевое развитие ребенка. Это необходимо для определения первопричин возникших сложностей.
-
Преодоление дислексии включает в себя логопедическую и нейропсихологическую коррекцию, направленные на устранение нарушения той или иной функции. Для каждого ребенка длительность занятий всегда индивидуальна – от нескольких месяцев до нескольких лет.
-
При необходимости невролог может назначить дополнительные исследования, а также поддерживающую лекарственную терапию.