Рисовать важно!

banner
Рубрика: Статьи

Рисовать, казалось бы, должны уметь и любить все дети – кто-то делает это лучше, а кто-то хуже. Но для некоторых современных детей рисование – монотонная деятельность, не вызывающего никакого интереса.

Обсудим, почему рисование – это важно и как развить мотивацию к этому процессу. В рисунке ребенок отражает увиденный им мир, проявляет свои чувства, расслабляется.

Интерес к изображению окружающего мира и себя в нем начинает проявляться уже в возрасте от 1,5 лет. В начале этого периода в рисунке бывает тяжело идентифицировать изображенные предметы, но ребенок, как правило, четко обозначает что он нарисовал. Процесс рисования – сложная деятельность, для успешного осуществления которой важны несколько условий:

1. необходимы достаточно сформированные образы–представления (мысленное представление того предмета или явления, которое ребенок хочет изобразить);

2. определенный уровень развития навыков планирования – что нарисовать сначала, а что потом, как разместить детали рисунка на листе бумаги;

3. достаточные пространственные представления, которые позволят понять соотношение размера предметов, их расположение относительно друг друга (ниже/выше, впереди/сзади, перед/за и так далее);

4. оптимальное ощущение собственного тела, что с одной стороны, позволит иметь сформированное представление о его схеме (что важно при изображении людей), а с другой - поможет оптимально распределить тонус в кисти (для оптимального нажима на пишущий предмет);

5. сформированная возможность плавного переключения между разными элементами рисунка – с помощью чего получится изобразить предмет таким, какой он задумывался, не застревая на каждом отдельном элементе;

6. достаточное количество энергии, позволяющее удерживаться в монотонной деятельности определенное количество времени и при этом не уставать.

Если в каком-то из описанных условий ребенок не имеет достаточного уровня развития, то процесс рисования дается тяжело, вероятнее всего, он будет отказываться от этого занятия. Преодолеть эти трудности не поможет принцип «Чем больше рисуешь - тем лучше получается».

По мере развития ребенка Вы будете замечать качественные изменения в его рисунке – сюжеты станут разнообразнее, изображенные предметы будет всё проще узнать благодаря большей реалистичности, появится большее количество деталей в изображении и возможность изображения двух- и трехмерных предметов.

Для ребенка процесс рисования – это не только творчество, но и развитие – надо подумать и решить, как нарисовать задуманный предмет из окружающего мира так, чтобы он был максимально близок к образцу. В процессе рисования надо продумать какими характеристиками обладает предмет – цветом, формой, размером, как соотносится с другими объектами. При этом, рисование может оказывать положительное влияние на психоэмоциональный фон – прорабатывать накопившиеся эмоции, помогать расслабляться и справляться со страхами. Кроме этого, в процессе рисования развиваются:

-мелкая моторика (в частности навык захвата пишущего предмета);

-внимание (ввиду длительного сосредоточения на деятельности);

-пространственные представления;

-собственные представления и выражение отношения к окружающему миру.


Как зародить любовь к этому процессу?

1. Не принуждайте к рисованию. Даже если раньше ребенку нравилось рисовать, а теперь нет. Вероятно, сейчас его интересует другая деятельность. Вы можете напомнить ему об «интересности» рисования на собственном примере, но ненавязчиво.

2. Оставьте право выбора сюжета рисунка за ребенком. Важно поощрять и принимать его идеи.

3. Не вводите правил рисования. Пусть это будет творческий процесс без ограничений, тогда у ребенка не будет возникать страха сделать что-то не так.

4. Не сравнивайте получившийся рисунок с образцом. Совершенно любой предмет можно изобразить различными способами и техниками, пусть право выбора останется за ребенком.

5. Используйте различные материалы для рисунка – карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, пластилин и глину, кусочки губки, окрашенное тесто, крупы, зубную пасту. Можно подключить даже части тела (рисунок пальцами, ладонью, стопой и т.д.). Тогда рисование станет на действительно творческим и интересным.

6. Используйте разнообразные поверхности – белый лист на столе или на стене, цветную бумагу, зеркало, асфальт, поверхность воды. Кроме того, что разнообразие увеличит мотивацию к процессу рисования, ребенок расширит свой сенсорный опыт и будет понимать, как среда влияет на результат рисунка.

7. Не оценивайте качество рисунка. Тогда процесс рисования не будет сопровождаться переживаниями касательно его результата. После завершения изображения лучше обсудите историю сюжета – что нарисовал ребенок, что было перед этим и как, по его мнению, окончится эта история.

Если рисунок ребенка по каким-то критериям отличается от рисунков других детей его возраста, то возможно, в его развитии есть некоторые трудности и Вам, как внимательному и заботливому родителю, стоит обратиться за консультацией к специалисту, который сможет ответить на все Ваши вопросы и дать рекомендации при необходимости.

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»