Трудности контроля эмоций
Не все дети одинаково хорошо могут справляться со своими эмоциональными переживаниями. Одному ребенку плохая оценка может испортить настроение на день и даже не один. Другой расстроится, но подумает о том, что он в силах ее исправить и его настроение не будет испорчено на длительный период.
Если ребенок не может управлять своими эмоциональными реакциями, то скорее всего он будет испытывать трудности в:
-
коммуникации со сверстниками, ему будет проще общаться со взрослыми людьми;
-
эмоциональном реагировании на любые события, как положительные, так и отрицательные;
-
регуляции степени выражения эмоции, и уместности ее выражения в той или иной обстановке;
-
оценке последствий своих поступков и в описании собственных эмоций, разговоре о них.
Важно! Довольно часто трудности контроля эмоций встречаются в структуре различных синдромов, например, СДВГ.
Как формируется эмоциональный мир?
Младенец знакомится с маминой улыбкой, радуется ее прикосновениям, расстраивается, когда она выходит из комнаты. Его приводят в восторг игры с папой, и он сердится, если не получается достать игрушку из ящика. В возрасте до трех лет малыш одинаково бурно выражает и радость, и печаль.
В дошкольном возрасте ребенок узнает, как называются и проявляются эмоции, как их выражать. Он уже может рассказать о своих переживаниях.
Возраст от 7 до 10 лет – новый период в эмоциональной жизни ребенка. В начальной школе проявляется все то, что зарождалось в дошкольном детстве. Ребенок выражает себя в постоянном взаимодействии с одноклассниками и учителями. Помимо первых ярких побед и горьких разочарований, появляется опыт в понимании эмоциональных проявлений других людей.
Подростковый возраст сопровождается настоящей эмоциональной бурей. Конечно, в первую очередь это связано с кардинальной перестройкой всего организма и особенно гормональной сферы. Подросток не успевает за своими физическими и психическими изменениями, ему бывает сложно понять самого себя.
Родители оказывают довольно сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка, учат его чувствовать и правильно интерпретировать то, что он почувствовал, а также дают модель совладающего поведения при возникновении сильных эмоций.