Трудности контроля эмоций


Не все дети одинаково хорошо могут справляться со своими эмоциональными переживаниями. Одному ребенку плохая оценка может испортить настроение на день и даже не один. Другой расстроится, но подумает о том, что он в силах ее исправить и его настроение не будет испорчено на длительный период.


Если ребенок не может управлять своими эмоциональными реакциями, то скорее всего он будет испытывать трудности в:

  • коммуникации со сверстниками, ему будет проще общаться со взрослыми людьми;

  • эмоциональном реагировании на любые события, как положительные, так и отрицательные;

  • регуляции степени выражения эмоции, и уместности ее выражения в той или иной обстановке;

  • оценке последствий своих поступков и в описании собственных эмоций, разговоре о них.


Важно! Довольно часто трудности контроля эмоций встречаются в структуре различных синдромов, например, СДВГ.


Как формируется эмоциональный мир?


Младенец знакомится с маминой улыбкой, радуется ее прикосновениям, расстраивается, когда она выходит из комнаты. Его приводят в восторг игры с папой, и он сердится, если не получается достать игрушку из ящика. В возрасте до трех лет малыш одинаково бурно выражает и радость, и печаль.


В дошкольном возрасте ребенок узнает, как называются и проявляются эмоции, как их выражать. Он уже может рассказать о своих переживаниях.


Возраст от 7 до 10 лет – новый период в эмоциональной жизни ребенка. В начальной школе проявляется все то, что зарождалось в дошкольном детстве. Ребенок выражает себя в постоянном взаимодействии с одноклассниками и учителями. Помимо первых ярких побед и горьких разочарований, появляется опыт в понимании эмоциональных проявлений других людей.


Подростковый возраст сопровождается настоящей эмоциональной бурей. Конечно, в первую очередь это связано с кардинальной перестройкой всего организма и особенно гормональной сферы. Подросток не успевает за своими физическими и психическими изменениями, ему бывает сложно понять самого себя.


Родители оказывают довольно сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка, учат его чувствовать и правильно интерпретировать то, что он почувствовал, а также дают модель совладающего поведения при возникновении сильных эмоций.


Что делать родителям, если их ребенок столкнулся с трудностью контроля своих эмоций?

  • 01Учимся называть и принимать

    Помогите ребенку понять то, что он испытывает - вместе назовите эмоции. Покажите, что вы готовы принять его эмоцию. Помните, смеяться над сердитым ребенком не стоит.

  • 02Ставим умные границы

    Устанавливайте границы на поведение ребенка, но не на саму эмоцию как факт. Спектр эмоций довольно широк и каждая из них важна и нужна, плохих эмоций нет.

  • 03Учимся выражать

    Найдите вместе с ребенком приемлемые способы выражения эмоций. Например, иногда гнев может быть настолько сильным, что хочется кого-то ударить. Объясните, что людей бить нельзя, а подушку можно.

  • 04Расширяем палитру

    Расширяйте эмоциональную палитру ребенка: обсуждайте эмоции героев книг, мультфильмов, делитесь своим опытом. Проговаривайте с ребенком различные ситуации, помогайте ему понять, что он чувствует. 

  • 05Сложные ситуации – во благо

    Используйте сложные ситуации как повод для сближения с ребенком. Чем больше он узнает от вас, тем проще ему будет преодолевать жизненные трудности в будущем.

  • 06Родитель - пример

    Будьте примером – проявляйте эмоции сами, но будьте готовы их объяснить. Нет ничего неправильного в том, что родитель тоже может разозлиться. Но очень важно, как он поведет себя после.


     На нашем портале вы найдете большое количество статей от экспертов в различных областях и рекомендации по преодолению указанных трудностей. Для того чтобы оценить, как развивается ваш ребёнок, предлагаем пройти анкетирование, которое позволит установить актуальный уровень его развития и наметить дальнейшие действия. В случае необходимости наша платформа предложит вам индивидуальный план занятий для вашего малыша!

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»