Личное пространство ребенка

banner
Рубрика: Статьи

Каждый из нас слышал о таком понятии как «личное пространство». Оно довольно часто употребляется как в личных беседах, так и активно обсуждается в обществе. Рассмотрим подробнее этот термин.

Личное пространство – это область комфорта и безопасности, которую человек воспринимает как собственную, как продолжение личности. На психологическом уровне сюда также входят наши чувства, взгляды, ресурсы – весь наш внутренний мир, на физическом уровне – тактильный контакт, расстояние до собеседника, на котором комфортно общаться (возможны вариации в зависимости от того, близкий это человек, коллега, или же незнакомец).

Личное пространство напрямую связано с границами личности, которые являются своеобразным барьером для защиты от неблагоприятных социальных влияний. Общественное давление, быстрый ритм жизни, обширный информационный поток – всё это будет сказываться на психологическом состоянии человека, а умение отделять себя и свои потребности от потребностей другого человека и сформированная «самоценность» позволят эффективно справляться с этими воздействиями. Ребенку важно сохранить собственный «внутренний мир» при встраивании в социальную жизнь.

Потребность ребенка в личном пространстве начинает проявляться в 2-3 года. Он начинает отстаивать собственные интересы, вещи, игрушки. На данном этапе важно ему объяснить общие механизмы социального взаимодействия - что есть его вещи, есть ваши вещи и есть общие. На физическом уровне необходимо, чтобы у ребенка было свое пространство дома (будь то комната, либо организованная часть общей комнаты). Необходимо ему объяснить, что он ответственен за свою территорию – он там играет, занимается, в то же время должен следить за порядком (пусть это будут его первые домашние обязанности).

Следует также обратить внимание на физический контакт с ребенком – прикосновения должны быть предсказуемы и уместны. Необходимо помнить о том, что ребенок является отдельной личностью и все прикосновения к нему не должны нарушать его личных границ. Следите за реакцией ребенка в эти моменты, он не всегда может вербально выразить свой дискомфорт. Важным моментом в данном вопросе является – раздельный сон от родителей. В раннем возрасте ребенок уже должен спать отдельно. Это может быть или отдельная комната, или отдельное спальное место внутри комнаты родителей. Несоблюдение этого условия приведет к несформированности личных границ и самостоятельности, замедлит процесс сепарации, что в дальнейшем может служить основанием для развития психологических трудностей.

К психологическому уровню личного пространства относится умение находиться наедине с собой. Располагать временем, в течение которого есть возможность находиться в одиночестве – важное условие для достаточного психологического комфорта. Не все люди способны находиться наедине с самим собой, для обучения этому навыку требуется время. В процессе уединения происходит анализ всех произошедший событий, усвоение новой информации, анализ своего поведения и поведения других. Все это поможет ребенку в дальнейшем более точно формулировать свои желания и потребности, а также обозначать цели.

К концу дошкольного возраста складывается интуитивное понимание собственных психологических границ, что позволит начать формировать свою жизненную позицию, ориентироваться в социальном пространстве.

К чему могут привести несформированные личные границы:
• отсутствие собственного мнения, неуверенность при принятии решений и в общении с окружающими;
• отсутствие инициативы к собственной жизни;
• несформированность убеждений, норм и правил.

Без ощущения личных границ человек теряет достаточный контроль над собственной жизнью. Делает не то, что хочет он, а то, что от него хотят другие. Понимать и принимать себя, отличать свои желания и потребности от потребностей других, ощущать ценность своей личности вне зависимости от актуальной социальной ситуации – залог психологического комфорта.

Если Вы замечаете какие-либо описанные проявления у своего ребенка, рекомендуем обратиться за профессиональной помощью.

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»