Подготовка к школе

banner
Рубрика: Статьи

Тема готовности к школьному обучению становится актуальной для каждого родителя. Как правило, готовить ребенка к школе начинают за год до поступления в первый класс – изучают с ребенком цифры и алфавит, учат написанию элементов в прописях и счету. Достаточно ли этих навыков для того, чтобы быть успешным школе?

Залогом «хорошего» обучения в школе является достаточно зрелая центральная нервная система. В ситуации, когда сформированы по возрасту все мозговые зоны, когда каждая функция работает оптимально, тогда ребенок с легкостью будет осваивать необходимые академические навыки. Каждая психическая функция (произвольные движения и действия, внимание, память, мышление, речь, восприятие) обеспечивается слаженной работой различных зон мозга. В ситуации, когда работа какого – либо участка недостаточна, будут наблюдаться трудности в одной (а, возможно, и нескольких) перечисленных психических функциях.

С точки зрения нейропсихологии, подготовка к школе начинается задолго до поступления в неё. Проходя каждый этап развития, взрослея и обретая новые умения и навыки (даже в игре с мячом), ребенок развивает свои мозг и тело, а значит, самостоятельно и интуитивно «готовит» себя к школе. Важно помнить о равномерности и этапности психического развития – в 3 – 4 года гораздо лучше будет играть с ребенком в подвижные игры, нежели учить с ним буквы. Давая чрезмерную и отчасти неадектваную (с точки зрения возрастных нормативов) нагрузку на мозг, Вы рискуете «недоразвить» те зоны мозга, которые должны быть активны именно в этот возрастной период, и тогда эти дефициты могут проявиться как раз в первом классе. Современные дети порой с избытком получают интеллектуальную нагрузку (раннее обучение чтению, письму и счету), в то же время, испытывают недостаток двигательной нагрузки.

Основой успешного освоения академических навыков является достаточная зрелость анализаторных систем. Когда мозг получает и адекватно обрабатывает информацию от зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, вкусовой и обонятельной систем, тогда и реакции на раздражители, поступающие из этих систем, будут интегрированы. В школе такой ребенок не будет обращать внимание на колющий ярлычок на рубашке, не будет жмуриться от яркого света или мигающей лампочки, не будет ёрзать на стуле, чтобы лучше прочувствовать своё тело. И всё внимание будет концентрироваться на действительно важном учебном материале. А ведь часто такие проявления интерпретируют как баловство и «плохое» поведение.

Имея достаточный уровень сенсомоторного развития – представление о схеме своего тела, умения поддерживать равновесие и планировать движения – ребенок сможет ориентироваться в пространстве листа и понимать пространственные отношения в математических задачах, представлять как написать букву и плавно переключаться между этими движениями.

На основе достаточной зрелости двух предыдущих уровней формируется следующий уровень – уровень перцептивно – моторного развития. С помощью сформированного глазодвигательного контроля ребенок сможет следить за строками текста только глазами, не подключая крупные движения всего тела (что позволит сэкономить энергию), при этом развитая зрительно–моторная координация поможет продуктивно следить за движениями своей руки при письме и корректировать их при необходимости. Зрелость контроля за положением тела позволит не тратить внимание на то, чтобы удерживать позу, указанную учителем и не «сползать под парту» или не ходить по классу. Сформированные слухоречевые навыки помогут успешно усваивать задания, данные учителем, и писать диктанты не забывая начало предложения и не пропуская слова. Развитое визуально–пространственное восприятие позволит понимать, как написать предложение с красной строки, а как посередине страницы. А при достаточной зрелости внимания ребенок сможет длительное время сосредотачиваться на важном задании и не уставать, продуктивно работать на протяжении всего урока (а не только первые 15 минут), удерживать сразу две задачи.

И только при сформированности всех указанных уровней может успешно осуществляться самый сложный из них – уровень познавательных способностей. Освоив все описанные выше навыки, ребенок сможет успешно использовать их и в повседневной жизнедеятельности, и в поведении (обращать внимание на слова родителя с первого раза, координировать движения своего тела и не врезаться в стены/не падать, не впадать в истерику при усталости). А, следовательно, такой ребенок сможет успешно осваивать академические навыки.

Подготовка к школе – это важный этап, длящийся не один год. Играя в подвижные игры, кидая мяч с друзьями, карабкаясь по лестнице, ребенок дошкольного возраста закладывает необходимый фундамент для построения более сложных функций. Поэтому очень важно замечать трудности, которые могут проявляться еще на ранних этапах, чтобы успешно проработать их к школе. Эффективной практикой является проведение нейропсихологической диагностики за два года и за год до школы, когда еще есть время для преодоления возможных трудностей. Нейропсихолог не будет учить с ребенком буквы и цифры сидя за партой, но он заложит основу для того, чтобы в школе ребенок смог самостоятельно освоить эти знания.

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»