Сенсорное развитие ребенка

banner
Рубрика: Статьи

Правильное сенсорное развитие помогает ребенку в развитии мыслительных операций, в формировании навыков управления своим телом. В раннем возрасте сенсорное развитие становится важнейшим направлением в развитии ребенка. Овладевая системой зрительных, слуховых, тактильных и даже вкусовых и обонятельных признаков предмета складывается единый образ – представление в психике. Этот образ затем поможет узнавать предмет на ощупь или по его запаху, строить гипотезы относительно того, что произойдет если конкретно этот предмет упадет на пол – какой звук он издаст, останется ли целым или разобьется. Манипулируя с предметами в пространстве, ребенок научается планировать свои движения, оценивать расстояние до объекта и необходимую силу движения.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – сенситивный (наиболее благоприятный) период для развития восприятия. В этот период оно развивается наиболее активно.

Выготский Л.С. писал: «Cознание – это не сумма отдельных процессов, а их система». В раннем возрасте на первый план выходит развитие восприятия, в дошкольном – память, в школьном – мышление.  Соответственно, если в возрасте до 3х лет ребенок будет активно взаимодействовать со средой, развивая процессы восприятия, то это будет служить основой для развития памяти и мышления в более старшем возрасте.

Восприятие – процесс получения информации от тактильной, вестибулярной, проприоцептивной (глубокая чувствительность), обонятельной, зрительной, слуховой и вкусовой сенсорных систем. Именно они в последующем станут основой для правильного становления более сложных психических функций (внимания, памяти, мышления).

В модели поэтапного развития высших психических функций выделяют ряд этапов:

1.    Сенсорное развитие (до 1 года)

2.    Сенсомоторное развитие (1 – 3 года)

3.    Перцептивно – моторное развитие (3 – 6 лет)

4.    Познавательные способности (6 – 12 лет)

То есть сенсорное развитие представляет собой основу, необходимую для формирования более сложных функций. Ребенок, получающий достаточное количество информации разной модальности, будет иметь возможность сформировать правильное представление о схеме своего тела, поддерживать необходимую для выполнения деятельности позу, овладевать навыками моторного планирования (сенсомоторное развитие). На этой основе будут развиваться зрительно – моторная координация, слухоречевые навыки, пространственное восприятие, внимание – что относится к перцептивно – моторному развитию. На основе чего будет возможным развитие продуктивного академического обучения и навыков адаптивного поведения (познавательные способности). Поэтапное и последовательное прохождение всех этапов – залог гармоничного развития высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Рекомендации родителям ребенка в возрасте до 3х лет:

1.    Разнообразие игрушек из различных материалов (деревянные, вязанные, плюшевые) и с различным наполнением (звенящие, шумящие, стучащие) позволит получать ребенку различные тактильные ощущения. Можно использовать сенсорные коробки.

2.    Правильное чувствование своего тела развивается при условии ежедневных активных прогулок, на которых ребенок имеет возможность забираться по лестнице, играть в мяч, бегать и прыгать. Также подойдут игрушки разного веса и объема (большие/маленькие, легкие/тяжелые мячи).

3.    Сведение к минимуму использования различных укачивающих качелей и кроваток – их монотонный ритм не позволит нервной системе адаптироваться к различной амплитуде и интенсивности укачивания (что прекрасно реализуется при укачивании на руках). Для более взрослых детей будут актуальны разнообразные качели.

4.    Слуховое неречевое восприятие развивается тогда, когда ребенок начинает соотносить предмет и звук, который он издает (колокольчик звенит, молоток стучит, машина гудит). Для того, чтобы эти звуки возможно было идентифицировать, необходимо снизить нагрузку фоновых раздражителей. Поэтому рекомендуется не включать на фоне телевизор и другие громкие устройства.

5.    Слуховое речевое восприятие развивается при условии того, что с ребенком разговаривают. При этом важно, чтобы обращенная к нему речь была максимально приближена к той, которую используют взрослые люди в бытовой среде. Не стоит сознательно смягчать  и заменять звуки, видоизменять слова.

6.    Зрительное восприятие подразумевает под собой возможность выделения существенных признаков предметов и объединение их в единый образ.

Развивать его можно при помощи игры в прятки (когда видна только часть игрушки, по которой ребенок должен догадаться кто это), нахождения нескольких одинаковых картинок на большом изображении.

7.    Для развития вкусовой и обонятельной систем нужна насыщенная различными запахами и вкусами среда. Подойдут игры с закрытыми глазами – угадай по запаху/вкусу загаданный продукт, игры с ароматическими маслами.

Описанные рекомендации помогут ребенку получать необходимую для развития сенсорную информацию. Но бывает так, что нервная система неправильно обрабатывает поступающую информацию. Тогда ребенок может или не чувствовать раздражители определенной модальности, быть к ним слишком чувствительным или стремиться к их поиску. Подобные проявления носят название дисфункции сенсорной  интеграции. Если Вы отмечаете, что ребенок «не замечает» или, наоборот, чрезмерно чувствителен к стимулам определенной модальности, то это повод для того, чтобы обратиться к специалисту. Трудности на первых этапах развития будут причиной несформированности следующих ступеней. Поэтому важна грамотная и своевременная помощь.

 

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»