Активность— это состояние возбуждения нервной системы, при котором она способна функционировать согласно требованиям окружающей среды. Благодаря этому свойству нервной системы человек способен осуществлять свои текущие ежедневные задачи и планировать будущие.
Любознательность, двигательная активность, непоседливость, любопытство — черты, присущие всем детям. Бывает, что встречаются дети, у которых эти качества выражены сильнее обычного. То есть ребенок не просто активен и непоседлив, он гиперактивен, сверхподвижен.Детям с проявлениями гиперактивности бывает трудно концентрироваться, контролировать свое поведение, их поступки и ответы могут носить импульсивный характер, они могут быть забывчивы и склонны терять свои вещи, легко отвлекаются.
Как проявляется гиперактивность у детей разного возраста?
0 – 3 года
У малышей до года могут наблюдаться сложности с засыпанием, частые пробуждения и повышенная чувствительность к свету и звуку. В возрасте 2 – 3 лет становятся заметными повышенная эмоциональность, задержки речевого развития.
4 - 6 лет
В детском саду у ребенка появляются первые сложности взаимодействия с другими детьми, воспитатели могут отмечать недостаточное внимание, становятся заметными трудности запоминания.7 лет
С началом учебы в школе невнимательность, забывчивость становятся более ощутимыми и мешают ребенку осваивать школьную программу. Учебный режим накладывает ряд дополнительных ограничений, в связи с чем могут развиваться страхи, тревожность.
12 – 16 лет
Гиперактивность нельзя перерасти, в подростковом возрасте она принимает особую форму, основными проявлениями гиперактивности становятся несдержанность поведения и повышенная конфликтность.Важно! Гиперактивность выражается не только в повышенной двигательной подвижности.
При повышенной активности могут присутствовать следующие особенности поведения:
-
Ребенок редко доводит дело до конца, будь то игра или домашнее задание.
-
Может потерять интерес в процессе выполнения действия, потому что ему сложно дается монотонная деятельность и ему трудно сосредоточиться.
-
Увлечения ребенка могут быть кратковременными, поверхностными, не затрагивающими сути процесса.
-
Ребенок может вести себя несдержанно и нетерпеливо. Например, ему трудно поднимать руку и дожидаться своей очереди для ответа на уроке.
-
Из-за сложностей с концентрацией ребенок часто может выглядеть рассеянным, несобранным.
-
Ребенок плохо усваивает правила оформления школьных работ, инструкции к играм.
Перечисленные особенности могут сопровождаться нарушениями сна.
Гиперактивность является одним из признаков СДВГ, но само по себе присутствие гиперактивности не означает наличие синдрома.