Внимание –одна из самых важных основ хорошей школьной успеваемости. Прежде чем понять и выучить учебный материал, ребенку необходимо увидеть его со всеми деталями и составляющими. А затем, сохранив сосредоточенность, проверить выполненное задание.


Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности. Это непростой процесс, для его формирования (поддержания) прежде всего необходим общий уровень активности мозга. Ребенку нужен определенный уровень бодрости, чтобы быть успешным в учебе и других ежедневных задачах. Вторая составляющая внимания - целенаправленность, то есть возможность определить, что, когда и как делать, а также сосредоточиться на любой задаче, даже неинтересной.


Внимание может быть произвольным и непроизвольным. В организации произвольного внимания участвует волевая направленность. Непроизвольное внимание всегда возникает под воздействием яркого стимула - громкого звука, красивой игрушки, нового предмета. До 4 лет у малыша непроизвольное внимание.


С 4,5 - 5 лет и в течении всего дошкольного возраста формируется произвольное внимание. Ребенок получает возможность самостоятельно организовать внимание, планировать собственную деятельность. Это связано с процессами созревания в головном мозге, и происходит за счет увеличения регулирующей функции речи. В младшем школьном возрасте произвольное внимание продолжает развиваться. Здесь основа - интеллектуальное развитие ребенка, формирование у него познавательных интересов. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте внимание наиболее устойчиво в активной деятельности и играх. Поэтому, чем больше разнообразной деятельности, тем интереснее урок, и тем проще ребенку удерживать своё внимание.


Хронические заболевания, переутомление, отсутствие режима, сильные эмоциональные переживания могут быть причиной недостаточного внимания у ребенка. Родителям следует обратить особое внимание, если ребенок часто забывает записать домашнее задание, взять нужные тетради и учебники, спортивную форму. Постоянно делает «глупые» ошибки на контрольных работах: считает 2+2 и получает 5. Возможно, это говорит о синдроме дефицита внимания.


Нормы развития внимания


4 года Ребенок может удержаться в одном виде деятельности семь-десять минут, он способен действовать по правилам.

5 лет Дети могут заниматься необходимыми делами пятнадцать-двадцать пять минут, с интересом играть в одну и ту же игру полтора часа.

6 лет Ребенок может сосредоточиться на двадцать-двадцать пять минут и удерживаться в игровой деятельности уже два часа.

7 лет Время сохранения внимания тридцать-тридцать пять минут и удержание внимания на 3 объектах.

12 лет Школьник может почти полностью управлять своим вниманием, сосредотачиваться на необходимых делах тридцать пять –сорок минут.

Понаблюдайте, Ваш малыш может столько времени уделить нелюбимым занятиям? Именно неинтересным, когда надо прилагать усилия, чтобы сосредоточиться. Время, даже длительное, проведенное с любимым «Лего» не считается, поскольку внимание в этот момент непроизвольное, мозг работает по совершенно другим законам и усилия для сосредоточения ребенку не требуются.

Как понять, насколько внимателен Ваш ребенок?


Обратите внимание на поведение ребенка дома, в детском саду или школе, на прогулке. Оцените по шкале от 1 до 5 (где 1 - это очень недолго либо очень часто, 5 -лучше всех), насколько ребенок:

  • Бывает спокоен. Может ли сидеть на стуле, в автобусе, спокойно не раскачиваясь и не вертясь?

  • Внимателен в общении. Всегда слышит родителей, взрослых, детей, когда те к нему обращаются?

  • Редко ошибается. Допускает в учебных тетрадях мало мелких ошибок, помарок и исправлений?

  • Терпелив в деятельности. Старается выполнить учебную задачу качественно, а не быстро?

  • Длительно сосредотачивается. Всегда доводит начатое дело до конца, даже с помощью взрослого?


Интерпретация результатов


Начиная с возраста шести лет нормальные показатели будут находиться в диапазоне от 3 до 5 баллов по каждому пункту. Посчитайте количество баллов. Если при ответе на эти вопросы ребенок набрал в сумме менее 12 баллов, трудности сосредоточения внимания можно считать устойчивыми. В этом случае необходима консультация невролога и нейропсихолога для исключения синдрома дефицита внимания.

Особенности развития внимания часто сочетаются с другими сложностями в развитии познавательной сферы ребенка.


Как помочь ребенку?

  • 01Режим

    Организуйте режим дня, помогите ребенку его соблюдать. Для этого хорошо составить визуальное расписание, вести чек-лист. Их ребенок может нарисовать самостоятельно.

  • 02Обязанности

    У детей должны быть домашние обязанности, за выполнение которых отвечают только они. Например, ребенок может поливать комнатные цветы, раз в день кормить золотую рыбку.

  • 03Игра

    Развивать внимание можно с помощью игр. Отлично подходят для этого различные квесты (их интересно устраивать по всей квартире), настольные игры, а также книги-виммельбухи. 

  • 04Стул - балансир

    Используйте стул-балансир или балансировочную подушку. Благодаря физической активности, постоянному поиску равновесия школьник сможет увеличить время сосредоточенности.


     Для выявления возможных сложностей предлагаем Вам пройти анкетирование на нашей платформе. По результатам анкетирования Вы получите выводы относительно актуального развития ребенка, а также, в случае необходимости, наша платформа предложит Вам индивидуальный план занятий для Вашего малыша!

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»