Управлять поведением — значит уметь его регулировать с учетом обстоятельств. Любой ребенок время от времени ведет себя не так, как хотелось бы окружающим его взрослым. Проявления такого поведения разнообразны: от протеста и непослушания до драки в школе. В такие моменты родители часто задаются вопросами «почему так произошло?» и «что можно сделать для разрешения ситуации?».
Поведение — наш способ взаимодействия с окружающей средой. Любому проявлению поведения предшествует какое-то событие или череда событий, которые повлияли на человека и вызвали определенную реакцию. У детей плохое поведение чаще всего является отражением трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. Иногда причиной нарушения поведения может быть простое переутомление.
Чем могут быть вызваны нарушения поведения?
Ситуативными трудностями. В этом случае нарушения поведения возникают в определенной ситуации и являются способом с ней справиться. В качестве примера можно рассмотреть полет на самолете. Иногда пятилетний ребенок не может вести себя так же тихо и спокойно, как взрослый, на протяжении многочасового перелета. В этой ситуации бесполезно его ругать и делать ему замечания. Но можно включиться в ситуацию, предложив ему разнообразные занятия: рисование, чтение книг, небольшую гимнастику, если это возможно.
Характерологическими трудностями. Такие трудности являются отражением взаимодействия с внешним миром через призму индивидуальных черт личности ребенка. Характер закладывается с первых месяцев жизни малыша, он основывается на темпераменте и формируется под влиянием окружающей среды. Примером может являться требование ребенка удовлетворить его желание немедленно, здесь и сейчас, любым способом: купить незапланированную игрушку или пойти на детскую площадку вместо занятий.
Ребенок, имеющий нарушение поведения, нуждается в помощи окружающих вне зависимости от вида трудности. Потому что каждый малыш или подросток имеет уникальный взгляд на все, что его окружает.
Наиболее частые негативные поведенческие проявления у детей
-
Протестное поведение
Оно выражается в отказе ребенка взаимодействовать только лишь из-за наличия факта приглашения к взаимодействию.
-
Демонстративное поведение
Это целенаправленное нарушение устоявшихся норм и правил, ориентированное прежде всего на реакцию взрослого.
-
Агрессивное поведение
Это действия, направленные на разрушение или причинение вреда.
Плохое поведение не возникает само по себе. Всегда есть что-то ему предшествующее. Ваша помощь ребенку в трудной ситуации — это защита и безопасность в непростое для него время.