Управлять поведением — значит уметь его регулировать с учетом  обстоятельств. Любой ребенок время от времени ведет себя не так, как хотелось бы окружающим его взрослым. Проявления такого поведения разнообразны: от протеста и непослушания до драки в школе. В такие моменты родители часто задаются вопросами «почему так произошло?» и «что можно сделать для разрешения ситуации?».


Поведение — наш способ взаимодействия с окружающей средой. Любому проявлению поведения предшествует какое-то событие или череда событий, которые повлияли на человека и вызвали определенную реакцию. У детей плохое поведение чаще всего является отражением трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. Иногда причиной нарушения поведения может быть простое переутомление.


Чем могут быть вызваны нарушения поведения?


Ситуативными трудностями. В этом случае нарушения поведения возникают в определенной ситуации и являются способом с ней справиться. В качестве примера можно рассмотреть полет на самолете. Иногда пятилетний ребенок не может вести себя так же тихо и спокойно, как взрослый, на протяжении многочасового перелета. В этой ситуации бесполезно его ругать и делать ему замечания. Но можно включиться в ситуацию, предложив ему разнообразные занятия: рисование, чтение книг, небольшую гимнастику, если это возможно.


Характерологическими трудностями. Такие трудности являются отражением взаимодействия с внешним миром через призму индивидуальных черт личности ребенка. Характер закладывается с первых месяцев жизни малыша, он основывается на темпераменте и формируется под влиянием окружающей среды. Примером может являться требование ребенка удовлетворить его желание немедленно, здесь и сейчас, любым способом: купить незапланированную игрушку или пойти на детскую площадку вместо занятий.


Ребенок, имеющий нарушение поведения, нуждается в помощи окружающих вне зависимости от вида трудности. Потому что каждый малыш или подросток имеет уникальный взгляд на все, что его окружает.


Наиболее частые негативные поведенческие проявления у детей


  • Протестное поведение

Оно выражается в отказе ребенка взаимодействовать только лишь из-за наличия факта приглашения к взаимодействию. 


  • Демонстративное поведение

Это целенаправленное нарушение устоявшихся норм и правил, ориентированное прежде всего на реакцию взрослого.


  • Агрессивное поведение

Это действия, направленные на разрушение или причинение вреда.


Плохое поведение не возникает само по себе. Всегда есть что-то ему предшествующее. Ваша помощь ребенку в трудной ситуации — это защита и безопасность в непростое для него время.

Что могут предпринять родители, если они столкнулись с плохим поведением своих детей?

  • 01Поиск причины

    Постарайтесь понять состояние ребенка, изучить ситуацию с разных сторон. Малыш может оттягивать укладывание в кровать, потому что потерял свою любимую игрушку и ему сложно представить процесс засыпания без нее. Или не хотеть идти в гости к вашим знакомым, потому что в прошлый раз его там не приняли в игру.

  • 02Анализ времени

    Оцените количество и качество времени, которое вы уделяете ребенку. Вполне возможно, что трудности его поведения — способ привлечь ваше родительское внимание. Ребенку важно чувствовать присутствие взрослого. Отсутствие обратной связи от родителя пугает его гораздо больше, чем наказание.

  • 03Запреты и дозволения

    Проанализируйте соотношение запретов и дозволений. Ни того, ни другого не должно быть слишком много. Сверхконтроль затрудняет проявление социальной активности, вседозволенность может сделать ребенка неуправляемым. Отлично, когда малыш получает свободу в определенной взрослыми нише, соответствующей возрасту ребенка.

  • 04Возрастной кризис

    Подумайте, не может ли быть причиной плохого поведения возрастной кризис. Кризисные периоды — это переходные этапы развития, когда прежнее функционирование личности уже не является возможным. Ребенку нужно время и помощь, чтобы справиться с непростым, но очень важным этапом развития.

  • 05Режим дня

    Проведите ревизию режима дня и загруженности ребенка — достаточно ли он спит, успевает ли отдыхать между занятиями, хватает ли ему времени на свободную игру? Переутомление часто вызывает поведенческие трудности, так как на управление поведением у ребенка просто не остается сил и энергии.

  • 06Заботьтесь о себе

    Пополняйте свой ресурс. Для этого нужно сначала позаботиться о себе, а потом о ребенке, как в случае с кислородной маской на борту самолета. Ваша забота о себе – залог вашего эффективного взаимодействия в семье. Спокойный родитель всегда договорится с ребенком. 

  • 07Семейная ситуация

    Исследуйте свою семейную ситуацию. Порой наши «взрослые» проблемы являются для малыша непосильной ношей, что, конечно, отражается на его поведении в социуме. Родители, которые разрешили свои проблемы, замечают положительные изменения в поведении ребенка.

  • 08Компромисс

    Учитесь договариваться с ребенком . Умение идти на компромисс – немаловажный момент в воспитании. Это не только сбережет ваши нервы, но и воспитает в ребенке такие положительные качества, как рассудительность, умение прислушиваться к желаниям окружающих.

  • 09Помощь

    Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, обратитесь за помощью к семейному или детскому психологу. Современные методы работы позволяют успешно преодолевать трудности поведения, способствуют адаптации ребенка к сложным ситуациям, положительно влияют на его эмоциональное и личностное развитие.

     На нашем портале вы найдете большое количество статей от экспертов в различных областях и рекомендации по преодолению указанных трудностей. Для того чтобы оценить, как развивается ваш ребёнок, предлагаем пройти анкетирование, которое позволит установить актуальный уровень его развития и наметить дальнейшие действия. В случае необходимости наша платформа предложит вам индивидуальный план занятий для вашего малыша!

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»