Общение - это установление и развития контакта между людьми, обмен информацией и действиями, взаимная заинтересованность.
По мере взросления ребенка его круг общения расширяется. Сначала он состоит в основном из членов семьи, позже к нему присоединяются сверстники и другие взрослые. Большое значение имеет готовность ребенка вступить в коммуникацию и эффективно ее поддерживать. Практически каждому родителю хочется, чтобы его ребенок имел много друзей, легко находил контакт с окружающими и не слишком сильно расстраивался, если в процессе общения что-то пошло не так.
Конечно, иногда ребенок с удовольствием проводит свободное время один. Но общение остается одной из самых важных социальных потребностей человека и сопровождает его на всех возрастных этапах, начиная с рождения. Поэтому важно разделять желание побыть в одиночестве и наличие трудностей в общении с окружающими.
Как ребенок учится общаться?
2 - 3 года Основными партнерами ребенка в коммуникации являются взрослые члены семьи. Дети могут играть рядом друг с другом, но скорее, они относятся друг к другу как к еще одному объекту в комнате.
3 – 4 года Малыш начинает замечать в других детях партнеров по игре. Коммуникация все еще может быть затруднена, ведь у ребенка пока нет достаточного опыта. Он сможет преодолеть этот непростой период благодаря растущему интересу к сюжетно-ролевой игре.
4 – 5 лет Детей все больше интересуют коллективные игры. Но коммуникативный навык сформирован не полностью, поэтому конфликты – частое явление, выйти из них помогают взрослые. Так ребенок получает опыт решения спорных ситуаций.
6 – 7 лет Дети уже способны заниматься не просто совместной игрой, они учатся решать коллективные задачи. Ребенок чаще всего уже находит свое место в коллективе, появляются первые друзья, дружба строится, в основном, на общем интересе.
Важно! Начальная школа – это новый этап, в который ребенок приходит со своими навыками общения, здесь он продолжит осознавать себя в коллективе и получать опыт, чтобы потом, будучи подростком, успешно преодолевать сложности в коммуникации.
Как понять, что у ребенка есть трудности в коммуникации?
Если вы заметили минимум две из возможных особенностей, ситуация требует внимания, а, возможно, и помощи психолога.
Детям с СДВ и СДВГ также очень сложно выстраивать эффективную коммуникацию.
Переоценить роль родителей в построении навыка общения сложно. Они лучше всех знают своего ребенка и тонко чувствуют изменения его настроения. Станьте для ребенка проводником в мир общения. Такой подход требует достаточно много времени и сил, но все вложенное обязательно вернется.