Общение - это установление и развития контакта между людьми, обмен информацией и действиями, взаимная заинтересованность.


По мере взросления ребенка его круг общения расширяется. Сначала он состоит в основном из членов семьи, позже к нему присоединяются сверстники и другие взрослые. Большое значение имеет готовность ребенка вступить в коммуникацию и эффективно ее поддерживать. Практически каждому родителю хочется, чтобы его ребенок имел много друзей, легко находил контакт с окружающими и не слишком сильно расстраивался, если в процессе общения что-то пошло не так.


Конечно, иногда ребенок с удовольствием проводит свободное время один. Но общение остается одной из самых важных социальных потребностей человека и сопровождает его на всех возрастных этапах, начиная с рождения. Поэтому важно разделять желание побыть в одиночестве и наличие трудностей в общении с окружающими.


Как ребенок учится общаться?


2 - 3 года Основными партнерами ребенка в коммуникации являются взрослые члены семьи. Дети могут играть рядом друг с другом, но скорее, они относятся друг к другу как к еще одному объекту в комнате.

3 – 4 года Малыш начинает замечать в других детях партнеров по игре. Коммуникация все еще может быть затруднена, ведь у ребенка пока нет достаточного опыта. Он сможет преодолеть этот непростой период благодаря растущему интересу к сюжетно-ролевой игре.

4 – 5 лет Детей все больше интересуют коллективные игры. Но коммуникативный навык сформирован не полностью, поэтому конфликты – частое явление, выйти из них помогают взрослые. Так ребенок получает опыт решения спорных ситуаций.

6 – 7 лет Дети уже способны заниматься не просто совместной игрой, они учатся решать коллективные задачи. Ребенок чаще всего уже находит свое место в коллективе, появляются первые друзья, дружба строится, в основном, на общем интересе.

Важно! Начальная школа – это новый этап, в который ребенок приходит со своими навыками общения, здесь он продолжит осознавать себя в коллективе и получать опыт, чтобы потом, будучи подростком, успешно преодолевать сложности в коммуникации.


Как понять, что у ребенка есть трудности в коммуникации?

  • Понаблюдайте за тем, как общается ваш ребенок со сверстниками. Насколько легко ему удается завязать разговор, распознать эмоции собеседника, выразить поддержку, адекватно оценить свои поступки и поступки окружающих.
  • Подумайте, не связаны ли его трудности с неумением прогнозировать, планировать, контролировать процесс общения. Возможно, что малыш не до конца осознает саму суть коммуникации.
  • Проанализируйте особенности процесса коммуникация ребенка: сложности понимания невербальных знаков могут затруднять общение, а монотонная, эмоционально неокрашенная речь мешать самовыражению.
  • Исследуйте свое собственное общение с ребенком — для успешной коммуникации вне дома у него должен быть положительный опыт проявления эмпатии и самовыражения внутри семьи.

  • Если вы заметили минимум две из возможных особенностей, ситуация требует внимания, а, возможно, и помощи психолога.

    Детям с СДВ и СДВГ также очень сложно выстраивать эффективную коммуникацию.


    Переоценить роль родителей в построении навыка общения сложно. Они лучше всех знают своего ребенка и тонко чувствуют изменения его настроения. Станьте для ребенка проводником в мир общения. Такой подход требует достаточно много времени и сил, но все вложенное обязательно вернется.

    Как могут помочь родители?

    • 01Самостоятельность

      Поощряйте самостоятельность – так ребенок получит больше опыта и будет чувствовать себя уверенней

    • 02Тренировка

      Научите ребенка тому, что желания и потребности собеседника могут отличаться от того, что хочет он сам. Здесь здорово помогает ролевая игра.

    • 03Анализ

      Давайте ребенку возможность получить свой опыт там, где ситуация не несет угрозу. Ребенок сможет сделать собственные выводы, что придаст ему уверенности в будущем.

    • 04Обсуждение

      Обсуждайте с малышом разные человеческие качества, черты характера, ситуации в общении на примере героев книг и мультфильмов.

    • 05Понимание других

      Помогайте ребенку познавать окружающих людей и их точку зрения, проявлять понимание к чужому мнению.

    • 06Уважение

      Относитесь уважительно к тому, что мнение ребенка может отличаться от вашего. Не накладывайте запретов, объясняйте плюсы и минусы его позиции.


         На нашем портале вы найдете большое количество статей от экспертов в различных областях и рекомендации по преодолению указанных трудностей. Для того чтобы оценить, как развивается ваш ребёнок, предлагаем пройти анкетирование, которое позволит установить актуальный уровень его развития и наметить дальнейшие действия. В случае необходимости наша платформа предложит вам индивидуальный план занятий для вашего малыша!

    Все решаемо!

    Команда «Мистер Мозг»