Для того, чтобы ребенок был успешен в школе, ежедневных делах, любимых занятиях, мог активно общаться со взрослыми и сверстниками, у его нервной системы должен быть высокий уровень энергетического обеспечения. Прежде всего энергия важна для поддержания достаточного уровня внимания, а также эмоциональной стабильности и бодрости в течении дня. Сейчас практически в каждом классе встречаются дети, которые устают быстрее сверстников. Такая усталость отражается в первую очередь на снижении сосредоточенности, темпа деятельности, появляются сложности в планировании деятельности.

Ребенку с высокой утомляемостью сложно быстро включаться в учебную деятельность, поддерживать одинаковый темп работоспособности. Его работа над когнитивными задачами носит волнообразный характер. Часто утомление наступает особенно быстро именно при выполнении таких заданий.


Вечером, когда усталость нарастает, ощутимо снижается сосредоточенность, и следом ухудшается поведение, появляется плаксивость. Ведь и на управление поведением, и на совладание с эмоциями требуются силы и энергия. Такой тип утомляемости свойственен детям с синдромом дефицита внимания.


Насколько должно хватать энергии ребенку?


Дети с достаточным энергетическим обеспечением могут сохранять сосредоточение на когнитивной учебной задаче определенное время. И по окончании работы над ней не чувствовать усталость. А также сохранять разнообразную двигательную активность (прогулки, игры, физкультурные занятия) в течении дня, не проявляя выраженных признаков усталости.


4 года Это семь-десять минут когнитивной активности. Двигательная активность без выраженных признаков усталости в этом возрасте должна составлять 5,5-6 часов.


5 лет Сосредоточение на когнитивной задаче пятнадцать-двадцать пять минут. Двигательная активность без признаков усталости должна составлять 5-5,5 часов.


6 лет Ребенок может сохранять сосредоточение двадцать-двадцать пять минут. В течении дня двигательная активность занимает также 5-5,5 часов.


7 лет Ребенок сосредотачивается на когнитивной деятельности уже на тридцать-тридцать пять минут. В этом возрасте ребенок должен активно двигаться 4-5 часов.


12 лет Время сосредоточения на когнитивной задачи составляет тридцать пять –сорок минут. Время двигательной активности без выраженной усталости - 3,5-4,5 часа.


14 лет Это сорок-сорок пять минут сосредоточения внимания, а физическая активность без выраженных признаков усталости, полезная для юного организма, составляет 3,5-4,5 часа.

Важно! Высокая утомляемость не говорит о низком интеллекте. Ребенок может отставать от программы, но при этом у него может быть высокий интеллект. Ему трудно осваивать школьную программу именно из-за недостатка энергетических ресурсов.


Как понять какая усталость ребенка требует особого внимания?


Понаблюдайте за поведением ребенка дома, в детском саду или школе, на прогулке, в ситуации общения со сверстниками. Оцените по шкале от 1 до 5 (где 1 - это очень часто, а 5 - практически никогда), насколько часто, в зависимости от состояния усталости, ребенок:

  • плачет по малейшему поводу, агрессивно реагирует без причины на обычные просьбы, ситуации;

  • становится неловким и неуклюжим, часто меняет позу, может лежать на столе или сползать со стула;

  • ухудшается почерк, становится практически нечитаемым, и ребенок  с этим ничего не может сделать;

  • допускает большое количество ошибок внимания, описок, ему становится трудно понимать задания;

  • увеличивается количество и длительность периодов отвлечения, время выполнения заданий.


Начиная с возраста шести лет нормальные показатели будут находиться в диапазоне от 3 до 5 баллов по каждому пункту. Посчитайте количество баллов. Если при ответе на эти вопросы ребенок набрал в сумме менее 12 баллов, то такая утомляемость должна насторожить родителя. В этом случае необходима консультация невролога и нейропсихолога для исключения синдрома дефицита внимания.


Вы замечаете, что Ваш ребенок устает быстрее сверстников, то важно понять, не является ли усталость следствием медицинской проблемы. Такие заболевания как анемия, депрессия, паразитарные инвазии и эндокринные патологии отрицательно влияют на самочувствие и бодрость ребенка. При необходимости обратитесь к педиатру, который может назначить консультации других специалистов (эндокринолога, невролога, кардиолога, психотерапевта).


Как помочь ребенку?

  • 01Режим дня

    Соблюдайте режим дня, не перегружайте ребенка занятиями. Обратите внимание на экологию сна. Наладить сон Вам помогут привычные способы укладывания спать, например, чтение книг, колыбельные.

  • 02Правильное питание

    Следите за тем, чтобы ребенок разнообразно и правильно питался. Несбалансированный режим питания, избыточное питание, как и строгие низкокалорийные диеты не могут дать необходимый уровень энергии.

  • 03Свежий воздух и спорт

    Гуляйте на свежем воздухе, проветривайте комнату ребенка. Организуйте регулярную физическую активность. Минимизируйте время ребенка перед телевизором, компьютером, планшетом.

  • 04Чередование нагрузки

    Чередуйте умственную и физическую нагрузку. Так, при выполнении домашнего задания, в перерывах можно играть в мяч или прыгать на скакалке. Используйте стул-балансир для повышения активности.

  • 05Контроль времени

    Контролируйте время выполнения домашнего задания, лучше всего делать это с помощью таймера. В младшем школьном возрасте после 10-15 минут выполнения задания должен быть перерыв 5-10 минут.

  • 06Рабочее пространство

    Помогите ребенку организовать рабочее пространство, разместите маркированные коробки, разделители. Давайте ребенку самостоятельно выбирать учебные принадлежности или советуйтесь с ним. 


     На нашем портале Вы найдете множество практических рекомендаций по преодолению школьных трудностей. Для выявления возможных сложностей предлагаем Вам пройти анкетирование на нашей платформе. По результатам анкетирования Вы получите выводы относительно актуального развития ребенка, а также, в случае необходимости, наша платформа предложит Вам индивидуальный план занятий для Вашего малыша!

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»