Понимание арифметических действий чрезвычайно важно для дальнейшего успешного освоения школьной программы по математике. Вначале ребенок начинает оперировать сложением, а затем вычитанием. Любые счетные действия представляют собой сложный психический процесс, в котором ребенок должен оперировать отвлеченными понятиями, отражающими реальные взаимоотношения вещей.
За каждым числом стоит точное представление количества. Каждое число имеет свою структуру, которая опирается на десятичную систему пространственных координат - линейную или табличную. Понимание связей в этой системе является основой всех счетных операций и зависит от работы внимания, пространственного восприятия, речи, высших форм анализа и синтеза.
Как формируется счет у ребенка?
До 3 лет
Дети осваивают понятия «маленький-большой», «много-один», значение небольшого количества. Учатся складывать и вычитать в пределах трех на практических задачах. Дети понимают, что купить две шоколадки лучше, чем одну.4 года
Малыш может посчитать до 4-5. В этих числовых пределах он умеет на практике сравнивать количество и устанавливать равенство из неравенства - добавлять или убавлять предметы. Умеет распознавать количество «2».
5 лет
Ребенок может посчитать до 10, имеет точные представления о числах. Умение складывать и вычитать появляется в этом возрасте и постепенно в дальнейшем развивается. Начинается знакомство с понятиями «право и лево».6 лет
Он может сосчитать 10 предметов, сложить и вычесть числа в пределах 4. Малыш точно знает геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал. Ориентируется во времени, понимает «вчера» и «завтра».7 лет
Ребенок уверенно знает право и лево. Понимает порядок дней недели, месяцев в году. Он может складывать и вычитать числа в пределах 10. В семь с половиной лет ребенок учится достаточно быстро узнавать время по часам.8 лет
Появляются умножение и деление. Эти действия трудны для ребенка, так как требуют практически совершенных пространственных представлений. Примерно тогда же появляется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц.Важно! Для успешного усвоения математических понятий и операций у ребенка должны быть сформированы пространственные и временные представления. Это один из базовых критериев определения готовности ребенка к школьному обучению.
Для того чтобы понять, насколько успешно ребенок осваивает счет, Вы можете предложить ему простые задания.
-
Для ребенка от 3 до 4 лет это будут вопросы, направленные на понимание категорий «больше –меньше», «равно». Положите перед малышом две группы мелких предметов, это могут быть конфеты, мелкие игрушки, карандаши. В одну группу положите 1 предмет, в другую 4. Спросите у ребенка, где больше. Затем положите 2 группы по 2 предмета, спросите, где больше сейчас.
-
В 5 лет проверьте, насколько Ваше чадо знает простые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Попросите его их показать на любой подходящей картинке. Предложите ему посчитать от 1 до 5.
-
В 6 лет он должен уже посчитать от 1 до 10 и обратно. Точно показать на картинках круг, треугольник, квадрат, овал и прямоугольник.
-
В 7 лет ребенок может свободно считать от 1 до 10 и обратно. Предложите ему посчитать 4 простых примера: 2+1=; 1+1=; 3+2=; 2+2=.
-
Школьнику в 8 лет ( это обязательно должен быть конец второго класса) предложите такое задание: надо посчитать 30-3, и от полученного результата -3, до ноля.
Эти простые задания очень показательны. Если ребенок справился с заданием по возрасту безошибочно, это говорит о том, что процесс освоения счетной деятельностью и развитие пространственных представлений у него идет в норме. Если же задания вызвали затруднения или ребенок не смог справиться с ними самостоятельно, это говорит о том, что счет для него очень труден и ему требуется дополнительная помощь взрослого. Возможно, требуется консультация логопеда и/или нейропсихолога.
Если в период школьного обучения у ребенка диагностируются устойчивые трудности освоения навыка счета, специалисты могут говорить о дискалькулии. Диагностика дискалькулии включает в себя консультацию невролога и нейропсихолога. Специалисты проведут необходимые исследования, определят путь преодоления.