Понимание арифметических действий чрезвычайно важно для дальнейшего успешного освоения школьной программы по математике. Вначале ребенок начинает оперировать сложением, а  затем вычитанием. Любые счетные действия представляют собой сложный психический процесс, в котором ребенок должен оперировать отвлеченными понятиями, отражающими реальные взаимоотношения вещей.


За каждым числом стоит точное представление количества. Каждое число имеет свою структуру, которая опирается на десятичную систему пространственных координат - линейную или табличную. Понимание связей в этой системе является основой всех счетных операций и зависит от работы внимания, пространственного восприятия, речи, высших форм анализа и синтеза.


Как формируется счет у ребенка?


До 3 лет

Дети осваивают понятия «маленький-большой», «много-один», значение небольшого количества. Учатся складывать и вычитать в пределах трех на практических задачах. Дети понимают, что купить две шоколадки лучше, чем одну.


4 года 

Малыш может посчитать до 4-5. В этих числовых пределах он умеет на практике сравнивать количество и устанавливать равенство из неравенства - добавлять или убавлять предметы. Умеет распознавать количество «2».


5 лет 

Ребенок может посчитать до 10, имеет точные представления о числах. Умение складывать и вычитать появляется в этом возрасте и постепенно в дальнейшем развивается. Начинается знакомство с понятиями «право и лево».

6 лет 

Он может сосчитать 10 предметов, сложить и вычесть числа в пределах 4. Малыш точно знает геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал. Ориентируется во времени, понимает «вчера» и «завтра».

7 лет 

Ребенок уверенно знает право и лево. Понимает порядок дней недели, месяцев в году.  Он может складывать и вычитать числа в пределах 10. В семь с половиной лет ребенок учится достаточно быстро узнавать время по часам. 

8 лет 

Появляются умножение и деление. Эти действия трудны для ребенка, так как требуют практически совершенных пространственных представлений. Примерно тогда же появляется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц.

Важно! Для успешного усвоения математических понятий и операций у ребенка должны быть сформированы пространственные и временные представления. Это один из базовых критериев определения готовности ребенка к школьному обучению.


Для того чтобы поня­ть, насколько успешно ребенок осваивает счет, Вы можете пред­ложить ему простые задания.


  • Для ребенка от 3 до 4 лет это будут вопр­осы, направленные на понимание категорий «больше –меньше», «равно». Положите пер­ед малышом две группы мелких предметов, это могут быть конфе­ты, мелкие игрушки, карандаши. В одну гр­уппу положите 1 пр­едмет, в другую 4. Спросите у ребенка, где больше. Затем пол­ожите 2 группы по 2 предмета, спросите, где больше сейчас.


  • В 5 лет проверьте, насколько Ваше чадо знает простые геометр­ические фигуры: круг, треугольник, квадр­ат. Попросите его их показать на любой подходящей картинке. Предложите ему посчи­тать от 1 до 5.


  • В 6 лет он должен уже посчитать от 1 до 10 и обратно. Точно показать на картинках круг, треугольник, квадрат, овал и пря­моугольник.


  • В 7 лет ребенок может свободно считать от 1 до 10 и обратн­о. Предложите ему по­считать 4 простых пр­имера: 2+1=; 1+1=; 3+2=; 2+2=.


  • Школьнику в 8 лет ( это обязательно должен быть к­онец второго класса) предложите такое за­дание: надо посчитать 30-3, и от получен­ного результата -3, до ноля.


Эти простые задания очень показательны. Если ребенок справил­ся с заданием по воз­расту безошибочно, это говорит о том, что процесс освоения счетной деятельностью и развитие пространственных представлений у него идет в норме. Если же задания вы­звали затруднения или ребенок не смог справиться с ними самостоятельно, это говорит о том, что сч­ет для него очень тр­уден и ему требуется дополнительная помо­щь взрослого. Возмож­но, требуется консул­ьтация логопеда и/или нейропсихолога.


Если в период школьного обучения у ребенка диагностируются устойчивые трудности освоения навыка счета, специалисты могут говорить о дискалькулии. Диагностика дискалькулии включает в себя консультацию невролога и нейропсихолога. Специалисты проведут необходимые исследования, определят путь преодоления.


Как помочь ребенку, когда он учится считать?

  • 01Время, часы

    Родители могут познакомить ребенка с часами и временем. Подарить ребенку игрушечные часы или сделать красивые вместе. Можно говорить с ребенком о времени – «Тебе осталось смотреть мультики 10 минут», «В 21.00 пора ложиться спать, это когда большая стрелка будет на 12, а маленькая на 9».

  • 02Таймер, календарь

    Интересно использовать в ежедневных задачах таймер. Например, установите его во время обеда на 15 минут, предложите за это время успеть съесть суп. Необходимо знакомить ребенка с различными видами календарей— настенным, отрывным, а также всевозможными планнингами.


  • 03Игры, головоломки

    Настольные игры могут быть веселым дополнением в освоении математических навыков. Например, «Хронолет», «Геометрика», «Цветовой код», «Фрукто10». Для самых маленьких подойдет игра «Застенчивый кролик». В любом возрасте поощряйте игры с конструкторами, занятия оригами, головоломки «Танграм».


  • 04Применение в жизни

    Один из самых эффективных способов - решение бытовых задач, в которых заинтересован сам ребенок. Это позволит ему быть вовлеченным и получить удовольствие от процесса. Вы можете предложить ему «Мы купим 5-2 шоколадок, или 5-3. Давай вместе посчитаем, и решим, сколько купить».

       Вы можете найти на нашем портале множество интересных игр и заданий, позволяющих развивать навык счета и прививать интерес к математике. Для более точного выявления имеющихся трудностей предлагаем Вам пройти анкетирование на нашей платформе. По результатам анкетирования Вы получите оценку актуального развития ребенка, а также, в случае необходимости, наша платформа предложит Вам индивидуальный план занятий!

Все решаемо!

Команда «Мистер Мозг»