Память - основа развития. Благодаря тому, что мозг сохраняет зрительную, слуховую, тактильную, двигательную и другие типы информации ребенок способен активно обучаться.
Память - сложный процесс. Для его обеспечения требуется согласованная работа всех отделов мозга. Достаточно выпасть одному звену и весь процесс нарушается. Именно поэтому нарушения памяти - одна из распространенных проблем особенно у детей школьного возраста.
Поскольку процессы памяти сложны, для удобства понимания ученые разделили их. Выделяют непосредственную память – в ней хранится то, что нам требуется для выполнения текущей задачи; кратковременную – в ней информация удерживается в течение нескольких минут; долговременную – память от 15 минут до многих лет. Если на одном из этапов запоминания информации происходит нарушение, то родители могут обратить внимание, что ребенку трудно выучить стихотворение наизусть, вспомнить, что ему задали в школе, какую отметку он получил или даже что ел на обед.
На недостаточность памяти могут влиять: систематическое переутомление, отсутствие режима, дефицит внимания, особенности речевого развития; специфика индивидуального психологического созревания и т.д.
Нормы развития памяти по возрастам
6 лет
Ребенок может уверенно запоминать пять-семь стимулов и воспроизводить их через 10-15 минут.
7 лет
Объем памяти составляет пять-девять стимулов, при этом ребенок способен вспомнить их через 15-20 минут.
Хорошее развитие памяти – один из факторов, обеспечивающий ребенку готовность к освоению школьной программы. Поэтому крайне важно уделять внимание развитию памяти ребенка уже начиная с трех-четырех лет.
Проверьте память вашего ребенка
Для оценки памяти ребенка можно использовать очень простой тест. Придумайте простые слова, которые никак не связаны друг с другом по смыслу. Их количество должно быть на два больше, чем возраст ребенка, но не больше 10. Попросите ребенка внимательно слушать слова и запоминать их, а потом повторить в любом порядке. Посчитайте количество слов, которые ребенку удалось запомнить. Если названных слов меньше нормативных возрастных значений, нужно разбираться в причине, так как результатам недостаточного объема памяти могут быть: снижение успеваемости, повышенная отвлекаемость, быстрое утомление, снижение мотивации к обучению, трудности формирования школьных навыков и т.д.