В каждом классе встречаются медленно читающие дети. Они могут плохо понимать и пересказывать прочитанное, додумывать окончания слов. Или наоборот - читать быстро, но не то, что написано. Бывает, что на протяжении всей младшей школы ребенок путает близкие по написанию буквы. Почему так бывает?
Для освоения чтения необходимо, чтобы у ребёнка были хорошо развиты:
-
зрительное восприятие;
-
фонематический слух, анализ и синтез;
-
моторика артикуляционного аппарата;
-
возможность понимания смысла прочитанного за счёт интеграции передних и задних отделов мозга;
-
слухоречевая память, для сохранения объема прочитанного;
-
прослеживающие движения глаз для удержания строки.
Важно! Трудности освоения чтения могут быть обусловлены недостаточностью на любом из этих уровней.
Чтобы понять, что именно мешает освоению чтения, оцените, насколько хорошо ребенок справится со следующими заданиями.
Артикуляция
Попросите своего ребенка повторить скороговорки, чтобы проверить работу артикуляционного аппарата. Например, "Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж". Хорошим результатом будет, если он четко проговорил ее со 2-3 раза. Достаточно часто у детей с недостаточной артикуляцией родители могут заметить неуклюжесть, трудности в освоении мелкомоторных движений, слюнотечение.
Память
Предложите ребенку запомнить 10 слов, не связанных между собой, за 5-6 попыток. Например: кошка, орел, машина, кастрюля, солнце, диван, блоха, дерево, чай, роза. Каждый раз ребенок должен называть все слова, которые помнит. Через час необходимо спросить, какие слова он помнит. Хорошим показателем будет 7-10 слов.
Зрительное восприятие
Чтобы понять, насколько хорошо развито зрительное восприятие, вспомните, любит ли он рисовать, собирать пазлы, рассматривать картинки в книжках. Путает ли ребенок буквы, похожие по написанию - И и У, Б и Д. Все это может говорить о трудностях обработки зрительной информации.
Речевой слух
Проанализируйте тетради по русскому языку. Есть ли там переставленные местами слоги или буквы в словах, перепутанные буквы, близкие по звучанию? Например, «Луба» вместо «Люба», «Оконь» вместо «Огонь», «Маниша» вместо «Машина». Возможно, так проявляются особенности фонематического анализа и синтеза.
Удержание строки
Понаблюдайте за тем, как ребенок читает. Поворачивает ли он голову, доходя до конца строки? Возможно, он поворачивает корпус или двигает книгу? Может ли прочитать строчку без опоры на линейку и не прослеживая пальчиком? Если нет, то можно предположить, что навык удерживать глазами строчку сформирован недостаточно.
Как оценить сформированность навыка чтения у ребенка? Предложите ему текст из учебника, который он еще не читал. К концу первого класса скорость чтения обычно составляет не менее 30-40 слов в минуту. К концу второго класса - 50-60 слов. Третьеклассник в мае может прочитать 70-80 слов в минуту. К моменту выпуска ребенка из начальной школы это уже 100-120 слов за минуту.
Если Вы обнаружили какую - либо из описанных трудностей у Вашего ребенка, важно понять, что к ней привело и что она требует дополнительного внимания со стороны родителей и специалистов (логопедов и нейропсихологов). Если Вы уже занимаетесь со специалистами около года и больше, а результаты очень скромные, возможно, это говорит о том, что у Вашего ребенка дислексия.