Сейчас достаточно часто встречаются дети, способные к математике, но испытывающие большие трудности в освоении программы по русскому языку.
Письмо – сложный процесс. Для его реализации необходима совместная работа отделов мозга, отвечающих за моторику, слуховой анализ и синтез, зрительное восприятие, а также программирование и контроль деятельности. Освоение письма требует, чтобы у ребенка были достаточно хорошо развиты внимание, слухоречевая и зрительная память, пространственное восприятие и ориентация на листе бумаги. В двигательной сфере важно, чтобы был хороший уровень зрительно-моторной координации и мелко-моторных движений, артикуляции. Для формирования навыка письма необходим достаточный уровень развития фонематического слуха, языкового анализа и синтеза, а также сформированность слоговой структуры слова, лексической и логико - грамматической структуры речи.
В начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на деталях - пространство листа и само движение, его планирование. Одновременно дети учатся перекодировать звуки (фонемы) в буквы (графемы). Уже потом на эти процессы накладывается навык орфографически правильного письма.
Важно! Несформированность любого из перечисленных выше компонентов может вызвать трудности освоения навыка письма.
Посмотрите тетради ребенка, проанализируйте, допускает ли ребенок ошибки в:
-
написании букв(ребенок не запоминает как правильно писать букву, часто путает написание похожих букв - И и Ш, Б и Д);
-
соотнесении букв и звуков (ребенок путает буквы, обозначающие звуки, близкие по звучанию - С и Ш, Б и П);
-
соблюдении порядка букв в слове(ребенок пропускает, добавляет или переставляет местами буквы и слоги даже в простых словах);
-
согласовании слов (ребенок допускает ошибки в согласовании слов, например, пишет "белый кошка", "собака бежал");
-
понимании, где заканчивается слово (ребенок пишет слитно некоторые слова в предложении);
-
расстановке знаков препинания(ребенок не может определить, где начало и конец предложения, где и какие поставить знаки препинания).
Возможно, вы замечаете, что количество таких ошибок увеличивается от года к году? В таком случае необходимо обратиться к специалистам, чтобы разделить трудности формирования навыка и дисграфию. Диагностика включает в себя консультации невролога, логопеда и нейропсихолога. Сам диагноз ставится с 8 лет или в конце 2 класса. Специалисты определят характер нарушения письма, определят путь нейропсихологической и логопедической коррекции.